Скарлатти Доменико

Доменико Скарлатти. Выдающийся композитор эпохи барокко

Доменико СкарлаттиДоменико Скарлатти – знаменитый итальянский композитор, клавесинист-виртуоз, дирижер XVIII века. Родился 25 октября 1685 года в Неаполе, в семье был шестым ребенком из десяти детей. Первые шаги в музыкальном мире делал под руководством своего отца, известного музыканта Алессандро Скарлатти, руководителя Королевской капеллы Неаполя. В дальнейшем, с 1705 по 1708 года обучался музыкальному искусству в Венеции, у Франческо Гаспарини.

Началом композиторского творчества Доменико Скарлатти можно считать 1703 год, когда были написаны первые оперы L’Attavia ristituita al trono и Il Giustino,

Переезд в столицу Италии в 1709 году принес молодому композитору важные знакомства. В Риме Доменико знакомится с Арканджело Корелли и Бернардо Паскуини. Общение с гениальными итальянцами способствовало творческому развитию и становлению Скарлатти. В том же 1709 году амбициозный и талантливый итальянец с честью выдержал некое «соревнование» с Георгом Генделем в игре на органе и клавесине.

В 1720 году Скарлатти по настоянию и протекции своего покровителя, португальского посла маркиза де Фонта, переезжает в Лиссабон. В течении 10 лет Доменико управляет королевской капеллой, дает уроки музыки принцессе Марии Барбаре и ее брату дону Антонио. Именно в этот период окончательно сформировался стиль композитора, сделавший Скарлатти одним из величайших клавишных композиторов эпохи барокко.

После кратковременных выездов в Рим, Неаполь и Лондон Доменико перебирается в Севилью. В Испании (в Севилье, а впоследствии в Мадриде) композитор и проведет всю оставшуюся жизнь. В 1738 году композитор был посвящен в рыцари королем Португалии. В том же году выходит его первый сборник сонат под названием «Упражнения». В последние годы жизни композитор отошел от вокальных сочинений и сконцентрировался на сочинении сонат для клавесина. Скарлатти ушел из жизни 23 июля 1757 года, похоронен в Мадриде.

Основная область творчества Доменико Скарлатти – клавирная музыка.

Пьесы Скарлатти для клавесина, сонаты и токкаты, отличаются творческой изобретательностью. В своих произведениях композитор придавал двоичной барочной форме исполнения разнообразие и такой выразительный диапазон, который не был превзойден другими композиторами музыкальной эпохи барокко.

555 опубликованных при жизни (и после нее) маэстро сочинений являются жанровой, преимущественно танцевальной, музыкой своей эпохи. Сочинениям Скарлатти характерны темперамент, остроумие, во многих из них прослеживаются народные музыкальные истоки. Испанский период творчества композитора характеризуется использованием фригийского лада и модуляций, неприсущих европейской музыке того периода.

Скарлатти Сборники сонат для клавесина

(Фригийский лад – натуральный лад минорного поколения, распространенный в античности и раннем средневековье).

Сонаты задумывались композитором как «парные». Одна соната из пары может быть минорной, другая – мажорной, но имеют единую гармоническую гамму, контрастируют и взаимно дополняют друг друга. Клавирные сочинения Доменико Скарлатти сыграли существенную роль в развитии сонатной формы и доныне входят в концертный репертуар пианистов, широко используются в педагогической практике.

 

Сочинения Доменико Скарлатти:

  • около 15 опер;
  • две мессы, 10 ораторий, кантаты и другие произведения духовной музыки;
  • 555 сонат и фуг для клавесина;
  • серенады и другие вокальные произведения.

 

D.Scarlatti — Fandango

Domenico Scarlatti — Sonatas Ivo Pogorelić