Клод Дебюсси

Ашиль Клод Дебюсси: застенчивый музыкальный гений

Клод ДебюссиКлод Дебюсси (полное имя Ашиль — Клод Дебюсси) появился на свет 22 августа 1862 года в небольшом французском городке Сен-Жермен — ан — Ле, неподалеку от Парижа. Семья была не бедная и не богатая – отец мальчика держал лавку с фаянсовыми изделиями. Спустя два года после рождения сына семья перебралась в Париж, где отец нашел работу бухгалтера.

Дебюсси рос замкнутым, ничем не приметным, без каких-либо талантов мальчиком. Практически все детство он провел в столице, за исключением периода Франко-прусской войны. Тогда Клод с матерью жил в Каннах, где увлекся музыкой и начал изучать фортепиано. Вернувшись в Париж, он продолжил обучение, его преподавателем была ученица Шопена Антуанетта Моте де Флёрвиль. Уже в 10 лет мальчик поступил в Парижскую консерваторию. Учился ребенок старательно, но часто конфликтовал с преподавателями ввиду различия взглядов на музыку. Неоднократно получал премии.

Во время учебы в консерватории будущий композитор подрабатывал домашним учителем музыки у известной миллионерши Надежды фон Мекк. Обучал ее дочерей игре на фортепиано. Именно благодаря ей он посетил множество стран, в том числе и Россию, где познакомился с музыкальными произведениями Чайковского, Балакирева, Бородина. Полный пансион, любимая работа – все устраивало молодого человека, до тех пор, пока он не влюбился в одну из дочерей своей покровительницы и честно признался в этом. Ему было 17, его возлюбленная на два года младше. Он — бедный музыкант, она — богатая наследница. Следствием его любви было увольнение юноши и возвращение на родину.

 

Любовь и творчество Дебюсси

Вернувшись в родные пенаты, Клод Дебюсси озадачился поисками заработка и нашел его, аккомпанируя молодой певице мадам Ванье. Кроме рабочих, у них завязались и личные отношения. Заканчивая консерваторию, молодой композитор в качестве дипломной работы представляет свою кантату «Блудный сын», за которую получает Большую Римскую премию. Согласно положению про премию, лауреат должен был в течение двух лет отрабатывать ее, проживая и работая в Риме на вилле Медичи. С большой неохотой, но Дебюсси пришлось, пусть и с опозданием, поехать в Италию.

По истечению срока пребывания на вилле, молодой человек вернулся во Францию. К его огромному сожалению, отношения между ним и мадам Ванье были прекращены по ее инициативе. В последующие два года Клод находился в постоянном поиске жилья, заработка, новых отношений.

Следующей любовью музыканта стала молоденькая девушка по имени Габриэль Дюпон. Вместе с ней он прожил десять лет. Все эти годы Габриэль работала не покладая рук, чтобы создать материальное благосостояние для возлюбленного, который был занят сочинительством музыкальных произведений. Она любила его, и даже после его помолвки с певицей Терезой Роже, не выгнала из дома. После помолвки до свадьбы дело так и не дошло, так как будучи в Брюсселе вместе с Терезой, Клод провел ночь с другой женщиной. И даже после этого Габриэль продолжала его любить. Вечные измены и обманы любимого довели девушку до края, она пыталась застрелиться, но, к счастью, ее спасли врачи. Даже после больницы она продолжала жить с Дебюсси. Их отношения закончились свадьбой Клода и подруги  Габриэль, некой Розали «Лили» Тексье.

Их совместная жизнь складывалась, собственно, как и начиналась, с безденежья. Несмотря на молодость и красоту жены, после четырех лет счастливой, но бедной семейной жизни, Дебюсси завязал интрижку с певицей Эммой Бардак, женой известного банкира. Позже ушел от жены к ней. Лили пыталась покончить с собой, послав Клоду записку. Тот успел вернуться домой и спасти девушку. Они развелись, а спустя некоторое время он женился на Эмме, которая к тому времени родила ему дочь. Они прожили вместе до самой его смерти. Скончался Дебюсси после продолжительной болезни 25 марта 1918 года в Париже.

 

Путь к импрессионизму

Творческий путь Дебюсси нельзя назвать легким и безоблачным. Всю свою жизнь он был в поиске своего стиля, несравнимого ни с каким другим. Безденежье и внутренние противоречия условно поделили творчество композитора на три периода:

  1. Поиск собственного пути в композиции. Изучив множество музыкальных направлений и новаций того времени, Клод Дебюсси ищет свой стиль сочинения и манеру исполнения, совершает успешные попытки в создании романсов («Забытые ариетты», «Пять стихотворений Бодлера»), в вокально-симфоническом формате (кантаты «Блудный сын», «Весна», «Дева-избранница»), в фортепианном направлении («Маленькая сюита», «Бергамасская сюита»). Со временем появляется собственный композиторский стиль, напоминающий французских символистов, но этого музыканту недостаточно.
  2. Расцвет таланта композитора. Этот период является самым творческим в жизни маэстро. В нем широко раскрывается вся мощь таланта Дебюсси. Рождаются такие шедевры, как «Пеллеас и Мелисанда», «Ноктюрны» и другие. А симфоническая прелюдия «Послеполудень фавна» стала символом возникновения нового течения в музыке, манифестом музыкального импрессионизма.
  3. Изменение стиля. Период ознаменован переходом выбранного ранее стиля к более мужественной, ритмической музыке. Были созданы такие произведения как «Образы», «Детский уголок», несколько прелюдий и балетов.

Клод Дебюсси был личностью увлекающейся, настойчивой и, в то же время, скромной. Он оставил после себя не только огромное наследие своих сочинений и немалое количество незаконченных произведений, но и массу идей. Его заслуженно называют основоположником импрессионизма в музыке.