Античность

Древний музыкантМузыка Древнего Египта

Еще в третьем тысячелетии до нашей эры музыка играла важную роль в существовании одной из древнейших человеческих цивилизаций. Древние египтяне называли музыкальное искусство «радостью» и с успехом применяли его в религиозных обрядах и обыденной жизни.

Как и представители древнейшей вавилонской цивилизации, египтяне развивали теорию взаимосвязи семи нот и семи планет Солнечной системы.

Важнейшее значение в древнеегипетском музыкальном искусстве уделялось вокалу. Кроме того, еще во времена правления Нефертити, Тутанхамона и Рамзеса были изобретены новые музыкальные инструменты, среди которых – пришедшая в наше время сквозь тысячелетия арфа.

 

«Небесная гармония сфер». Народная музыка Древней Греции

 

Античность как период и музыкальное искусство Древней Греции стало мощнейшим толчком в эволюции всей европейской музыки. Приблизительно за 2,5 тысячи лет существования древнегреческой цивилизации появилось множество новых и достаточно сложных в изготовлении музыкальных инструментов. Новинки были разнообразны. Среди струнных инструментов можно выделить лиру, формингу, кифару, барбитон. Среди духовых инструментов – трубы, сиринги и авлос, а среди ударных – кимвала, тимпан и систр.

К древнегреческой цивилизации относят и появление первого водяного органа – гидравлоса. Опередивший свое время инструмент стал очень популярным в Средиземноморских странах. Предок средневекового органа стал впоследствии любимым инструментом римского императора Нерона.

ПифагорВажнейшие открытия Пифагора в области звука как физического явления оказались невероятно важными и в музыкальном искусстве. Изучение взаимосвязи звуковых последовательностей и математических величин позволило создать систему гармонии и определить основные типы гамм. Пифагор пошел дальше: основываясь на собственных исследованиях и трудах древних вавилонских ученых, он вывел теорию космической гармонии, в которой известные планеты издавали звуки согласно нотам в гамме. Высокие звуки в «космической симфонии» принадлежали Земле, низкие – Луне и так далее.

Главным вкладом великого древнегреческого математика в эволюцию музыкального мира стало учение о пропорциях звуков. С помощью экспериментов над струнными инструментами Пифагор определил числовые значения музыкальных интервалов. К примеру, интервальный коэффициент октавы составляет 2/1, квинты – 3/2, кварты – 4/3. Отсчитывая музыкальный интервал от исходного звука, математик смог получать числовое значение любого звука хроматической (диатонической) гаммы.

Античность. Игра на лиреВ дальнейшем музыкальная математическая теория Пифагора и ее этическая составляющая получили развитие в трудах великих ученых Древней Греции и Рима Аристотеля, Платона, Никомаха, К. Птолемея.

Завершая краткий обзор музыкального искусства Древней Греции, стоит упомянуть о великих драматургах той эпохи. Спектакли Эсхилла, Софокла, Еврипида, естественно, не обходились без инструментальной музыки, да и сами авторы были прекрасными танцорами и музыкантами.

п

Античность. Музыка Древнего Рима

История сохранила крайне мало сведений о музыке раннего, «республиканского» Древнего Рима. По большому счету, музыкальное искусство Древнего Рима было неплохо «скопировано» у завоеванной во II веке до н.э. Древней Греции. Были ассимилированы музыкальные инструменты и стили исполнения. В Риме также обрело популярность исполнение поэтических произведений в виде песнопений, Гораций, Вергилий, Овидий выступали под музыку тибий и кифар.

римская мозаика Академия ПлатонаСохранились имена великих музыкантов той эпохи: Диодор, Терпний, Менекрат, Месомед, Тигелий, Анаксенор. Многие музыкальные теоретики эпохи Древнего Рима отмечали, что греческие спектакли, поставленные на службу римскому искусству, потеряли глубину и пафос, стали простыми развлекательными представлениями.

Таким образом, музыкальное искусство Древней Греции оставалось на многие века базовым для музыкального искусства цивилизованных народов Европы вплоть до расцвета христианской культуры.