Берлиоз Фантастическая симфония

«Эпизод из жизни артиста», до мажор, соч. 14 (1830)

I. Мечтания и страсти. Largo. Allegro agitato ed appassionato assai. II. Бал. Valse. Allegro non troppo. III. Сцена в полях. Adagio IV. Шествие на казнь. Allegretto non troppo. V. Сон в ночь шабаша. Larghetto. Allegro

Первое исполнение – 5 декабря 1830 года в Париже под управлением автора.

Берлиоз Фантастическая симфонияФантастическая симфония – первое значительное сочинение Берлиоза, своего рода музыкальный манифест. В этой симфонии композитор решительно порывает с традициями венского классицизма, сложившимися канонами построения симфонии. Отныне ее форма и развитие подчиняются только бурной, экзальтированной фантазии творца и принятой им же программе.

Толчком к написанию произведения стали автобиографические мотивы, — любовь Берлиоза к английской актрисе Гарриет Смитсон. Программа «Фантастической» напоминает новеллу, рассказанную композитором в романтически приподнятых тонах с долей фантастики и гротеска.

 

Берлиоз Фантастическая симфония. Вступление

«Молодой музыкант с пылким воображением, безнадежно влюбленный, в припадке отчаяния отравляется опиумом. Дозы, принятой музыкантом, оказалось недостаточно, чтобы вызвать смерть, и он погружается в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения. Ощущения несчастного юноши, его чувства и воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией, навязчивой идеей, которую он встречает и слышит всюду».

Берлиоз Фантастическая симфония. I часть

«Он вспоминает тот душевный недуг, те необъяснимые страсти и печали, те внезапные радости, которые он испытал, прежде чем он увидел ту, которую полюбил. Потом – внезапную всепоглощающую любовь, лихорадочные тревоги, припадки бурной ревности, возвращение нежности, утешение в религии…»

В соответствии с программой музыка I части отличается нервной экзальтацией, резким контрастом состояний. За бурными взлетами следуют моменты депрессии, за страстными порывами надежды – отчаяние. Радость сменяется печалью, мечтательность – душевным смятением. И вся эта богатейшая гамма чувств воспринимается как лирическая исповедь.

I часть написана в сонатной форме с медленным вступлением. При этом распевная главная партия становится лейтмотивом симфонии, символизирующим образ возлюбленной, навязчивую идею.

Берлиоз Фантастическая симфония. II часть

«Он (герой) встречает любимую на балу, в шуме блестящего празднества». Эта часть решена в виде вальса. Мелодия, полная очарования и изящества, легко «скользит» у струнных. То нежно-лиричный, то импозантный вальс одновременно характеризует и настроение героя, и обстановку бала. В конце появляется тема возлюбленной, но затем исчезает в водовороте праздничных звучаний.

Берлиоз Фантастическая симфония. III часть

«Однажды летним вечером он слышит перекликающийся наигрыш двух пастухов. Эти звуки, окружающая природа, шелест слегка колышимых ветром листьев, проблески надежды – все вселяет в его сердце непривычный покой. Его мысли принимают более светлый характер… но вот она вновь появилась. Его сердце сжимается, его волнуют мрачные предчувствия – верна ли она… Один из пастухов возобновляет свою наивную мелодию, другой более не отвечает. Солнце садится… отдаленный раскат грома… одиночество… молчание».

Программа достаточно определенно характеризует музыку этой тонкой и поэтичной пасторали. Типичен контраст между умиротворенной и совершенной в своей гармонии природой и неистовым чувством героя. Замысел подсказал композитору 3-частное строение части с бурной взволнованной серединой, где вновь проходит мотив возлюбленной.

Берлиоз Фантастическая симфония. IV часть

«Ему снится, что он убил ту, которую любил, что он осужден на смерть и его ведут на казнь под звуки марша. Марша, то мрачного и сурового, то блистательного и торжественного. Глухой шум тяжелых шагов внезапно сменяется резкими ударами. Наконец навязчивая идея вновь появляется как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом».

IV часть – блестящая демонстрация музыкально-изобразительного дара Берлиоза. На слушателя обрушиваются грохот барабанов, гром литавр, пронзительные звуки медных. Все – от начального пиццикато контрабасов, отбивающих суровую поступь, и суровой темы виолончелей до «удара гильотины», — воспринимается как реальное действие, совершающееся на огромной площади в окружении молчаливой толпы. Казалось, композитором применены все средства для того, чтобы придать этой картины эпическую достоверность.

Однако программа (приснившееся убийство) говорит о том, что это всего лишь пародия на героический марш, образец романтического гротеска.

Партитура Фантастической симфонии Берлиоза

Берлиоз Фантастическая симфония. Финал

«Он видит себя на шабаше, среди толпы теней, колдунов и чудовищ, собравшихся на его похороны. Странные шумы, стоны, взрывы смеха, отдаленные крики, как будто отвечают другие… Мелодия любимой возвращается еще раз, но она потеряла благородный и скромный характер. Теперь это отвратительный плясовый напев, пошлый и крикливый. То «она» идет на шабаш… радостный рев встречает ее… она присоединяется к оргии… похоронный звон, шутовская пародия на «Dies irae» и хоровод шабаша вместе».

И. Соллертинский писал, что последняя часть «Фантастической» – один из шедевров Берлиоза. «Несмотря на сюжет, она вовсе лишена мистической трактовки. Берлиоз не верит в своих духов. Он подает их с шутовским реализмом. Оргия для Берлиоза – всего лишь предлог для комбинации ошеломляющих тембровых эффектов. Он словно опьянен оркестровыми возможностями. В финале – и тремоло скрипок, и стрекочущие скрипки col legno, имитирующие пляску скелетов, и пронзительный писк малого кларнета in Es, излагающий карикатуру на лейтмотив… Дерзкая пародия на католическую обедню и фуга дают место новым оркестровым эффектам».

Финал – последняя страница истории героя берлиозовской симфонии. Прекрасная возлюбленная оборачивается ведьмой, мечта осмеяна, романтический идеал низвергнут. Таков итог этого исключительно своеобразного музыкального романа.

P.S. Фантастическая симфония Берлиоза имеет продолжение. Это лирическая монодрама «Лелио, или возвращение к жизни» (II часть эпизода из жизни артиста). Она была написана два года спустя и является своего рода монтажом из монологов чтеца и оркестровых эпизодов. Уступая симфонии в художественном отношении, «Лелио» представляет исторический интерес.

Фантастическая симфония Берлиоза. Слушать онлайн: