Музыка Мендельсона

Музыка Мендельсона

Музыка МендельсонаМузыка Мендельсона может быть охарактеризована кратким сравнением великого немецкого композитора Шумана: «Феликс Мендельсон – это Моцарт XIX столетия». Для такого сравнения есть веские основания. Это и необыкновенно ранний расцвет таланта, и редкий мелодический дар, и, главное, характер творчества – светлый, гармонически ясный. В этом смысле Мендельсон – классик среди романтиков.

Всю жизнь он преклонялся перед искусством Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена, черпая в нем идеалы человечности, содержательности и художественной красоты.

Музыка Мендельсона – серьезна и доступна. Композитор широко использовал национальный поэтический фольклор, новую отечественную поэзию, сюжеты мировой литературы. Мендельсону чужда героика, ему несвойственны психологизм или острая драматическая конфликтность. Он прежде всего лирик, музыка Мендельсона подкупает искренностью тона, совершенством уравновешенных, отточенных форм.

В симфоническом творчестве Мендельсона многое от традиций лирико-песенного симфонизма Шуберта. Его симфонии, программные увертюры и концерты запечатлели то элегические, то просветленно-мечтательные состояния души художника-романтика. Мендельсон создал первые образцы пейзажной романтической симфонии. Он утвердил, как самостоятельный жанр, концертную программную увертюру.

Тонкий колорит, богатство красочных оттенков отличают партитуры композитора. Оркестровая ткань музыки Мендельсона – гибкая и легкая, особенно в излюбленных маэстро фантастических или воздушно-скерцозных эпизодах.

Музыка Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» привлекла Мендельсона прежде всего чертами сказочной фантастики. Музыка создавалась как бы в два приема. Вначале, в 1826 году, возникла увертюра. Это было первое, по-настоящему зрелое сочинение 17-летнего композитора.

Оно поразило современников свежестью и новизной, блеском оркестровых красок. В музыке увертюры господствует образ эльфов – сказочных обитателей лесов, олицетворяющих благодатные силы природы. Этот образ передан волшебным стремительным шелестом струнных. Ярким контрастом звучат ликующие взрывы свадебного веселья. Лирической границей пленяет тема любви, внезапно сменяемая мелодией неуклюжей пляски мастеровых. И вновь – неутомимый, трепетный бег струнных…

Остальные музыкальные номера были написаны через 16 лет, в 1842 году. В симфонических концертах особенно часто исполняется антракт ко II действию, в котором на сцене появляются эльфы. Фантастический мир легкокрылых существ обрисован воздушным скерцо, которое на одном дыхании проносится в призрачных узорах деревянных и струнных.

В знаменитом Свадебном марше из V действия оркестр впервые выступает в полном составе. Музыка Мендельсона звучит с особо упоительной мощью и блеском – словно яркий свет дня ворвался в ночную романтику сказки.

Музыка Мендельсона к комедии Шекспира. «Сон в летнюю ночь». Слушать онлайн:

Марш Мендельсона слушать онлайн: