Программная музыка

Программная музыка и ее жанры

Программная музыкаXIX век стал «золотым веком» симфонизма, а программная музыка — одним из его крупнейших культурных открытий. Мир открывался художнику XIX века бурлящим, исполненным движения, изменений, борьбы, постигался в многообразии проявлений, сложности противоречий, драматизме конфликтов.

Композиторы стремились проникнуть в область проблем, которые уже обсуждались в литературе и живописи. Музыка училась рассказывать и создавать зрительные образы, отображать сюжеты литературных произведений. Симфонический метод развития музыкальных идей, создание пространных инструментальных форм позволили музыке освоить последовательность сюжетного развертывания.

Одновременно она разработала изобразительные средства, вызывающие зрительные ассоциации.

«Мы не имеем причин сомневаться в способностях музыки воспроизводить столь же значительные характеры, как те, что очерчены титанами поэзии нашего века», — писал Ференц Лист.

Гектор Берлиоз считал, что «музыка может вызвать ощущения, совершенно аналогичные тем, какие вызывает искусство живописи».

Программная музыка стала результатом поисков идейной актуальности, присущей литературе и живописи, явилась новым видом синтеза музыки и слова.

Программа – предпосылаемое музыкальному произведению словесное изложение его содержания, идеи, сюжета. Иногда программу заменяет заголовок. Ознакомление слушателя с программой происходит, как правило, до исполнения произведения. Она помогает уяснить характер музыкальных образов, представленных в произведении, понять их смысл.

Средства и жанры программной музыки

Рождение программной музыки открыло перед симфонизмом безграничные возможности. Опираясь на программу, композиторы могли смело экспериментировать, совершенствовать, изобретать новые средства и жанры. И они были созданы. Это:

  • увертюра;
  • симфоническая поэма;
  • симфоническая картина;
  • фантазия;
  • программная сюита.

Все названные жанры (за исключением сюиты) родственны, исторически взаимосвязаны между собой и нередко взаимопроникают. Установить точные границы между ними порой затруднительно. Сказывается природа программной музыки, в которой признаки жанра определяются не традиционными формами (как, например, в сонате, симфонии), а самой программой (сюжетом, идеей произведения). Тем не менее, программная музыка предполагает, что определенные различия между указанными жанрами существуют.