Развитие симфонического жанра

Создание и развитие симфонического жанра было предопределено «отцом симфонии» Йозефом Гайдном (1732-1809). Его творчество сформировало классическую форму симфонии, и одновременно доказало возможность создавать бесконечное число образных решений.

Среди 104 симфоний Гайдна есть и безоблачные, радостные, и с драматической первой частью, и такие, где в окружении светлой музыки впечатляет неожиданная серьезность второй части. Своеобразно построена глубокая по содержанию «Прощальная» симфония. Она состоит из пяти частей и заканчивается медленным, «угасающим» финалом.

От Гайдна – к Моцарту и Бетховену

От Гайдна - к Моцарту и БетховенуЕще более индивидуальными стали симфонии соотечественника Йозефа Гайдна – Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Они отмечены высшей гармонией духа, проникнуты поэтичностью. Вместе с тем в симфониях Моцарта появляются и предвестники героических образов, и первый трепет душевных волнений.

Моцартовские симфонические циклы отличаются замечательной цельностью, внутренним контрастом, интенсивностью музыкального развития. Яркий пример – знаменитая Симфония Соль минор (1788). Ее пламенные «вертеровские» образы рождены эмоциональной атмосферой эпохи «Буи и радости», ее порывистый лиризм (проникающий даже в менуэт) – гениальное предвидение романтической лирики.

Развитие симфонического жанра получило гигантский скачок в творчестве третьего (и последнего) великого представителя венского классицизма, — Людвига ван Бетховена (1770-1827).

Композитор превратил симфонию в монументальное произведение, не уступающее по широте обобщений и глубине содержания опере, роману, драме. Вдохновленный событиями Великой французской революции, Бетховен насытил симфонию философской мыслью, высокими гражданскими идеями. Отсюда – грандиозные масштабы форм (I часть Третьей, «Героической» симфонии в два раза превышает начальное Allegro самой большой симфонии Моцарта «Юпитер») и напряженная конфликтность драматургии.

Музыка наполняется образами борьбы, гулом народных толп, звучанием фанфар, гимнов, маршей, звенящими голосами природы. Бетховен исключил из своих симфоний менуэт – галантный аристократический танец уходящей эпохи. На смену ему пришло более содержательное и стремительное скерцо (с итальянского – шутка).

Тип симфонизма, созданный Бетховеном, вошел в историю музыки под названием героического, или героико-драматического.

Развитие симфонического жанра. Романтический симфонизм Шуберта

В том же городе, практически в то же время писал симфонии Франц Шуберт (1797-1828). Но как они отличаются от симфоний Бетховена, рядом с которыми выглядят так же, как поэтический дневник рядом с философским романом или героической драмой!

Сказывалось влияние новой эпохи – романтизма – с ее повышенной эмоциональностью, культом «чувства», погружением в неведомые доселе «тайники» человеческой души. Вот почему так много лирики в симфониях Франца Шуберта, Феликса Мендельсона (1809-1847), Роберта Шумана (1810-1856). Мелодии насыщаются песенностью, интонациями интимного романса.

Излюбленный романтиками конфликт человека и среды, мечты и действительности вызвал изменения в драматургии сонатной формы. Развитие симфонического жанра в эпоху романтизма было связано м углублением контраста между главной и побочной темами.

Первая тема посвящается действенным образам жизненной борьбы, вторая – замедленная, лирическая – воплощает некий недостижимый идеал, прекрасный и манящий.

Программный симфонизм Берлиоза и Листа

Берлиоз и Лист Программный симфонизмОбразы романтического симфонизма становились все более тонкими и внутренне сложными. Усилилось субъективное, «монологическое» начало, которое могло увести симфонию от реальной человеческой жизни. В этом кроется главная причина утверждения программного симфонизма.

Инструментальная музыка вступила в союз с другими видами искусства – литературой и живописью. Ее образы наполнились почти осязаемой конкретностью, красочностью, вызывающих у слушателя зрительные ассоциации. Их последовательность рождает представление об определенном сюжете, о цепи сменяющихся событий.

Сюжетность решительно обновила музыкальные формы, привела к еще большей сплоченности частей цикла. Усилилась их мелодическая общность. Нередко через все части, как через акты оперы, проходит лейтмотив (ведущий мотив) – музыкальная тема, в которой воплощается образ, понятие или драматическая ситуация.

«Первенцем» романтической программности была «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза (1803-1869). Великий французский композитор написал ее в 1830 году на собственную литературную программу автобиографического склада. Одну за другой он создал еще три программных симфонии.

По выражению Ференца Листа (1811-1886), автора программных симфоний «Фауст» и «Данте», «музыкальные шедевры все чаще сращиваются с шедеврами литературы».

Бурное развитие программности порой ставило под сомнение судьбы инструментальной симфонии. Вагнер утверждал, что такая симфония, пренебрегающая выразительностью слова, уже исчерпала себя. Лист выдвинул ей на смену принципы созданной им одночастной симфонической поэмы.

Альтернатива программному симфонизму. Творчество Брамса, Брукнера, Малера

Развитие симфонического жанра БрамсСкептицизм ревнителей программности был блестяще опровергнут немецким композитором Иоганнесом Брамсом (1833-1897). Он продолжил традиции инструментального классического симфонизма, соединив их с достижениями романтической поэмности.

Тем же путем пошел французский композитор Сезар Франк (1822-1890), автор вдохновенной 3-частной Симфонии ре минор.

Большой вклад в развитие симфонического жанра внесли австрийские композиторы Антон Брукнер (1824-1896) и Густав Малер (1860-1911). В их произведениях подтвердилась жизненность законов музыкальной драматургии. Брукнер создал 9 монументальных, глубоких по содержанию и тем не менее непрограммных симфоний.

Еще дальше пошел Густав Малер, давший разнообразные решения симфонического цикла. Среди 10 его симфоний есть произведения из двух, четырех, пяти и даже шести частей. Есть симфонии чисто инструментальные и с участием хора.

Национальные симфонические школы

Дальнейшее развитие симфонического жанра — многообразие — предопределило возникновение новых национальных симфонических школ. Каждая из них стала свежей струей в полноводной реке мирового симфонизма. Оригинальные, неповторимые в своем национальном убранстве симфонии создали чех Антонин Дворжак (1841-1904), финн Ян Сибелиус (1865-1957) и многие другие композиторы из разных стран.

Богатством могучих индивидуальностей поражает русская симфоническая музыка. Ярчайшим явлением культуры стали симфонии П.И. Чайковского (1840-1893) – инструментальные драмы о человеческой жизни. Бетховенская обобщенность и конфликтность соединились в них с пылкой задушевностью.

Традиции лирико-драматического симфонизма Чайковского своеобразно преломились в творчестве С.И. Танеева (1856-1915), А.Н. Скрябина (1872-1915), С.В. Рахманинова (1873-1943). Родоначальником былинного, богатырского симфонизма – симфонизма «крупного штриха», монолитных образных пластов и уравновешенных контрастов явился А.П. Бородин (1833-1887). Ряд самобытных лирико-эпических симфоний создал А.К. Глазунов (1865-1936).

XX век. Симфония и искусство модерна

Симфония и музыкальное искусство модернаГлазунов, Скрябин, Рахманинов писали свои симфонии уже в XX веке, в условиях, когда искусство модерна ставило под сомнение создание значительных произведений крупных форм.

Большие трудности переживала симфония и в Европе, и в Соединенных Штатах. Впрочем, «неуютно» было и другим монументальным жанрам искусства – роману, драме, опере. Они оказались по плечу лишь тем художникам, кто не утратил веру в человека и человечество, в общественное предназначение искусства.

В сложных, противоречивых исканиях создавали свои симфонии Пауль Хиндемит (1895-1963), Артур Онеггер (1892-1955) и другие композиторы первой половины XX века. Гуманистическое содержание их произведений, широта и стройность форм перекликаются с лучшими традициями классического симфонизма.

Значительный вклад в развитие симфонического жанра внесли и советские композиторы. Социальные и политические преобразования, богатые национальные традиции народов, населявших СССР, создали благоприятную почву для расцвета симфонической культуры.

Величавые симфонические фрески о значительных исторических событиях звучат в творчестве Дмитрия Шостаковича. Среди них – Седьмая «Ленинградская» симфония, Одиннадцатая симфония («1905 год»), Двенадцатая симфония («1917 год»). Оригинальное развитие получила лирико-драматическая симфония. Н. Мясковский, Д. Кабалевский и Т. Хренников придали ей гражданственное звучание, расширили привычные границы жанра. Симфонии С. Прокофьева дали новую жизнь традициям эпического и лирико-эпического симфонизма.