Музыкальные термины на букву Д — рус

Музыкальные термины на букву Д - рус

Дайра, дайре — грузинский народный ударный инструмент, род бубна.

Далёкие тональности — тональности второй и третьей степени родства.

Даф — народный ударный инструмент, род бубна с подвешенными внутри обода колечками; распространён в Армении и Азербайджане.

Двойная нота — обозначение двух звуков, одновременно извлекаемых на одном инструменте.

Двойная точка — две точки, выставляемые справа от ноты для увеличения её длительности. Первая точка увеличивает длительность ноты на её половину, вторая — ещё на четверть, а всего двойная точка увеличивает длительность ноты на три четверти её обозначения.

Двойная фуга — фуга, построенная на двух простых (одноголосных) темах, которые контрапунктически сочетаются в одновременном двухголосном звучании, образуя так называемую «двойную» (двухголосную) тему. Двойные фуги разделяются на:

1) двойная фуга с общей экспозицией тем, в которой обе темы появляются одновременно в двухголосном контрапунктическом соединении и во всех проведениях проходят совместно; состоит из тех же разделов, что простая фуга;

2) двойная фуга с раздельной экспозицией тем, в которой каждая тема появляется отдельно от другой; такая двойная фуга обязательно содержит три раздела: а) экспозицию первой темы, б) экспозицию второй темы, в) свободную часть, построенную на проведениях обеих тем одновременно в двухголосном контрапунктическом соединении; до последнего раздела такая двойная фуга может содержать и другие разделы, основанные на свободном проведении каждой из тем в отдельности.

Двойной канон — канон с участием четырёх голосов, из которых два излагают две различные мелодии, а два других имитируют их; иначе — канон, содержащий две пропосты и две риспосты.

Двойной контрапункт — полифоническое соединение (одновременное звучание) двух голосов, которое сохраняет музыкальную осмысленность при перемене этих голосов местами, т. е. когда верхний становится нижним, а нижний верхним; применяется в двойных фугах при сочетании двух тем и в фугах с удержанным противосложением при сочетании темы с удержанным противосложением и в др. случаях.

Двойной мордент — один из мелизмов, указывающий на необходимость исполнить в быстром последовании пять нот:

1) главную (ту, которая написана и над которой выставлен двойной мордент);

2) верхнюю вспомогательную (отстоящую на секунду выше от главной);

3) ещё раз главную;

4) ещё раз верхнюю вспомогательную;

5) вновь главную.

Двойной перечёркнутый мордент — один из мелизмов, указывающий на необходимость исполнить в быстром последовании пять нот:

1) главную (ту, которая написана и над которой выставлен двойной перечёркнутый мордент);

2) нижнюю вспомогательную (отстоящую на секунду ниже от главной);

3) ещё раз главную;

4) ещё раз нижнюю вспомогательную;

5) вновь главную.

Двойной хор — хор, разделённый на две части, каждая из которых содержит все партии обычного смешанного хора (т. е. партии сопрано, альтов, теноров и басов), а весь хор образует многоголосный ансамбль.

Двойной язык — двойной удар языка при игре на некоторых духовых инструментах; в результате двойного языка возникает быстрое повторение одного и того же звука или чередование двух различных звуков стаккато.

Двухчастная форма, простая двухчастная форма — построение музыкальных произведений, распадающееся на два родственных по своему тематическому содержанию раздела, каждый из которых представляет период (т. е. сочетание двух предложений). Обычно 1-е, 2-е и 4-е предложение сходны по содержанию, а 3-е контрастирует им в тематическом и тональном отношениях, образуя так называемую середину двухчастной формы и внося в неё некоторое сходство с трёхчастной формой. Перед первым разделом может быть вступление, после второго — кода.

Двухчастный такт — такт, делящийся на две части; бывает двух видов:

1) простой двухчастный такт, содержащий две доли и одно ударение; к нему относятся такты размером 2/2, 2/4, 2/8, 2/16 в быстром темпе;

2) сложный двойной такт, содержащий два ударения, т. е. состоящий как бы из: а) двух простых двухдольных тактов, размером в 4/4 (2/4 + 2/4) или 2/4 (2/8 + 2/8) в медленном темпе или б) из двух простых трёхдольных тактов, размером в 6/4 (3/4 + 3/4) или 6/8 (3/8 + 3/8).

Дека — плоская или слегка выпуклая сторона корпуса (резонансного ящика) струнных инструментов; колеблемая звучащей струной дека усиливает её звук. У струнных инструментов с плоским корпусом две деки: нижняя и верхняя, соединённые обечайками.

Демпферы — в механизме фортепиано небольшие войлочные подушечки, прикасающиеся к струнам; каждый демпфер при нажатии соответствующей клавиши автоматически освобождает струну (отделяется от неё), а при возвращении клавиши на место так же автоматически опускается на струну и прекращает её звучание. При нажатии правой педали, вне зависимости от положения клавиши, все демпферы отходят от струн, не мешая их звучанию. Демпферы применяются и на других инструментах.

Деревянные духовые инструменты — название группы инструментов симфонического оркестра, включающей флейты, гобои, кларнеты и фаготы со всеми их разновидностями. Название деревянных духовых инструментов указывает на основной материал, из которого эти инструменты изготовлены; однако название не совсем точно, т. к. встречаются флейты, сделанные из металла, пластмассы или стекла. В симфоническом оркестре деревянные духовые инструменты образуют одну из его основных групп; в симфонической партитуре партии деревянных духовых пишутся наверху, в перечисленном в определении порядке. Некоторые из деревянных духовых инструментов, в первую очередь кларнеты и флейты, часто применяются также в духовых оркестрах; эти же инструменты чаще других деревянных духовых встречаются в камерных ансамблях.

Деташе — на смычковых инструментах исполнение каждой ноты отдельным движением смычка — вверх (от конца к колодочке) или вниз (от колодочки к концу) поочерёдно; спец. обозначения не имеет.

Большое деташе — такое же исполнение, но с применением на каждую ноту всей длины смычка.

Детонирование — нечистое, фальшивое исполнение звука, неправильное понижение или повышение его. Детонирование встречается чаще всего как результат плохого слуха, у певцов — также от неправильной постановки голоса.

Децима: 1. Интервал шириной в 10 ступеней; обозначается числом 10; часто рассматривается как составной, т. е. как терция через октаву. Большая децима — интервал в 10 ступеней и 8 тонов; малая децима — интервал в 10 ступеней и 7½ тонов. 2. Десятая ступень от данной.

Децимет

1. Ансамбль десяти исполнителей.

2. Сочинение для десяти исполнителей с особой партией для каждого.

Децимоль — особая ритмическая фигура из десяти нот, равная по длительности восьми обычным нотам того же написания; обозначается числом 10.

Диалог — чередование музыкальных фраз, как бы отвечающих одна другой и исполняемых двумя голосами или инструментами или одним инструментом, но в двух разных регистрах.

Диапазон — совокупность всех звуков различной высоты, доступных какому-либо инструменту или голосу, входящих в какой-либо звукоряд, мелодию и т. п., — то же, что и объём.

Диатоника — последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде, т. е. содержащее только чистые, малые и большие интервалы и в виде исключения — тритон.

Диатоническая гамма — поступенное мелодическое движение вверх или вниз на основе какого-либо из диатонических ладов.

Диатоническая модуляция — переход из одной тональности в другую, при котором последний аккорд старой тональности (т. наз. посредствующий аккорд) является общим, т. е. состоит из звуков, встречающихся и в новой тональности. Поэтому диатоническая модуляция возможна только в тональность первой или второй степени родства. Диатоническая модуляция создаёт, как правило, впечатление наиболее плавного модуляционного перехода.

Диатонические интервалы — чистые, малые и большие интервалы, т. е. интервалы такого же качества, которое встречается в основном (диатоническом) звукоряде (кроме тритона); например, секста до — ля-бемоль имеет 6 ступеней и 4½ тона, как и построенная в основном звукоряде секста ми — до. Диатонические интервалы бывают двух родов: первые имеют одну разновидность и обозначаются словом чистая (прима, кварта, квинта, октава, ундецима, дуодецима, квинтдецима); вторые имеют две разновидности и обозначаются словами малая или большая (секунда, терция, секста, септима, нона, децима, терцдецима, квартдецима).

Диатонический звукоряд

1. Звукоряд, образованный из простых ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации), иначе — основной звукоряд.

2. Звукоряд с альтерированными ступенями, но имеющий такие же интервалы, как и основной звукоряд.

Диатонический полутон — полутон, образованный двумя ступенями соседних названий, например, ми — фа, фа-диез — соль, ля — си-бемоль и т. д., т. е. полутон, заключённый в малой секунде.

Дивертисмент

1. В 18 веке цикл из нескольких разнохарактерных музыкальных пьес, подобный сюите.

2. Название отдельных инструментальных пьес развлекательного характера.

3. Название сюиты, составленной из различных танцев.

4. Эстрадный концерт разнообразного содержания.

Дивизи — в партиях струнных инструментов указание разделить группу исполнителей на две или несколько частей с тем, чтобы каждая из них исполнила один из голосов, входящих в двойные ноты или аккорды. Действие слова дивизи прекращается с появлением слова unis. или non divisi.

Дига — латышский народный смычковый инструмент прямоугольной формы с ладами; первоначально — однострунный, реконструированная дига снабжена тремя струнами.

Диез — знак повышения на полутон той ноты, на уровне которой он поставлен; выставляется в ключе или непосредственно перед повышаемой нотой; при чтении произносится после названия ноты, к которой относится (например, фа-диез). При буквенном обозначении ноты слово диез заменяется слогом is, прибавляемым к соответствующей букве (cis, dis, eis и т. д.).

Дилетант — любитель; человек, занимающийся искусством или наукой не профессионально, а для собственного удовольствия.

Диминуэндо — указание исполнять музыку, постепенно уменьшая силу звука (но не замедляя). Обозначается также спец. сужающимся знаком.

Динамика — всё, что касается силы (громкости) музыкального звучания. Основные обозначения динамики: форте (forte) и пиано (piano), т. е. сильная и слабая звучности, а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo), т. е. нарастание, усиление звучности и спад, ослабление её.

Диплито — грузинский ударный инструмент в виде затянутых кожей двух небольших котлов различных размеров и строя; играют на диплито палочками.

Дипломант — звание участника конкурса, награждённого по решению жюри почётным дипломом.

Дирижёр — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей. Предшественником современного дирижёра был один из участников ансамбля (скрипач, чембалист), который во время игры ударами смычка или кивками головы отсчитывал такт (метр) исполняемого произведения и указывал моменты вступления отдельных инструментов; впоследствии эти обязанности перешли к спец. лицу — дирижёру, выполняющему их движением рук. Дирижёр оркестра, как правило, держит в правой руке палочку; самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением руки вверх; остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя все вместе т. наз. метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.

Дисгармония — несозвучность, разлад, разноголосица, нарушение стройности.

Дискант — высокий детский голос; объём: до первой октавы — соль второй октавы.

Диссонанс — неблагозвучие, неслитное созвучие, в котором образующие его звуки как бы мешают друг другу и создают резкое, раздражающее слух звучание. Из интервалов к диссонансам относятся большие и малые секунды, септимы и ноны, увеличенная кварта и уменьшённая квинта, в некоторых случаях — чистая кварта; из аккордов — все, кроме больших и малых трезвучий. Диссонанс является сильным средством музыкальной выразительности, вызывающим представление напряжения, боли, страдания и т. п. круга образов и возбуждающим стремление к эмоциональной разрядке, которая достигается обычно т. наз. Разрешением диссонанса, т. е. переходом его в консонанс.

Длительность — одно из основных свойств звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. д.). В музыке огромное выразительное значение имеет относительная длительность каких-либо звуков; сравниваемая с длительностями других звуков, она является основанием сложных музыкально-логических связей, находящих своё выражение прежде всего в ритме и метре. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырём четвертным нотам, восьми восьмым нотам и т. д. Особые ритмические фигуры образуют дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, новемоль, децимоль и т. д.

До

1. Одно из семи слоговых названий звуков; соответствует буквенному обозначению C или с.

2. Строй инструментов, звучащих соответственно написанию.

3. Название ключа.

До-бемоль мажор — мажорная тональность с тоникой до-бемоль; то же, что Ces-dur; имеет семь бемолей в ключе (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль, фа-бемоль). До-бемоль мажор энгармонически равен Си мажору. В названии пьесы обозначает, что пьеса эта опирается на До-бемоль мажор как основную тональность и, как правило, заканчивается её тоникой (до-бемоль). До-бемоль-мажорный аккорд — мажорное (большое) трезвучие, построенное на ноте до-бемоль, т. е. состоящее из звуков до-бемоль, ми-бемоль и соль-бемоль; в До-бемоль мажоре является тоническим трезвучием (трезвучием I ступени); до-бемоль-мажорный аккорд энгармонически равен си-мажорному аккорду.

До-диез мажор — мажорная тональность с тоникой до-диез; то же, что Cis-dur; имеет семь диезов в ключе(фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез, ля-диез, ми-диез, си-диез; До-диез мажор энгармонически равен Ре-бемоль мажору. В названии пьесы обозначает, что пьеса эта опирается на До-диез мажор как основную тональность и, как правило, заканчивается её тоникой (до-диез). До-диез-мажорный аккорд — мажорное (большое) трезвучие, построенное на ноте до-диез и состоящее из звуков до-диез, ми-диез и соль-диез; в До-диез мажоре является тоническим трезвучием (трезвучием I ступени); энгармонически равен ре-бемоль-мажорному аккорду.

До-диез минор — минорная тональность с тоникой до-диез; то же, что cis-moll; имеет четыре диеза в ключе (фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез). В названии пьесы обозначает, что пьеса эта опирается на до-диез минор как основную тональность и, как правило, заканчивается её тоникой (до-диез). До-диез-минорный аккорд — минорное (малое) трезвучие, построенное на ноте до-диез, состоящее из звуков до-диез, ми, соль-диез; в до-диез миноре является тоническим трезвучием (трезвучием I ступени).

Дойна — распространённый вид молдавской и румынской народной песни, родившийся в пастушеском быту; обычно состоит из двух частей: первой — медленной и печальной, содержащей жалобы пастуха, и второй — радостной, рисующей весёлый танец пастуха после возвращения стада.

Дойра — узбекский, таджикский, азербайджанский бубен крупных размеров с подвешенными внутри обода металлическими колечками (иногда бубенчиками); применяется для сопровождения пения и танцев.

Доли — грузинский народный ударный инструмент, род барабана удлинённой формы.

Доля

1. Каждая длительность ритма, обозначенная и таким образом нашедшая своё соотношение с другими длительностями;

2. Каждая из равных длительностей метра.

До мажор — мажорная тональность с тоникой до; то же, что C-dur; ключевых знаков не имеет; в названии пьесы обозначает, что пьеса эта опирается на До мажор как основную тональность и, как правило, заканчивается её тоникой (до). До-мажорный аккорд — мажорное (большое) трезвучие, построенное на ноте до, состоящее из звуков до, ми, соль; в До мажоре является тоническим трезвучием (трезвучием I ступени).

Домбра — казахский двухструнный щипковый народный инструмент, родственный русской домре, встречается также у других народов. Корпус домбры грушевидной формы, выдолблен из дерева и покрыт декой, струны натянуты над длинным грифом с ладами; строй обычно квартовый, но необязательно, и меняется по желанию исполнителей. На домбре играют щипком или ударом кисти, а также медиатором. Основное назначение домбры — сопровождать пение или поэтическую речь.

Доминанта

1. Пятая ступень мажора или минора, одна из главных ступеней этих ладов, находящаяся на квинту выше тоники; иначе — верхняя доминанта. Обозначается римской цифрой V, или буквой Д, или D.

2. В гармонии — название трезвучия, построенного на пятой ступени мажора или гармонического минора.

До минор — минорная тональность с тоникой до; то же, что c-moll; имеет три бемоля в ключе (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль). В названии пьесы обозначает, что она опирается на до минор как основную тональность и, как правило, заканчивается её тоникой (до). До-минорный аккорд — минорное (малое) трузвучие, построенное на ноте до и состоящее из звуков до, ми-бемоль, соль; в до миноре является тоническим трезвучием (трезвучием I ступени).

Домра — старинный (известный с 16 века) русский народный щипковый инструмент с деревянным круглым корпусом. Первоначально применялись домры различных размеров и назывались домришка, домра, домра басистая. Домра имела три настроенные по квартам струны, на которых домрачи играли плектром (щепкой, пёрышком); в конце 19 века В. В. Андреев реконструировал домру и построил ряд её разновидностей, вошедших в оркестр русских народных инструментов. К разновидностям трёхструнных домр относятся:

1) малая домра — инструмент-тип с тремя струнами, настроенными: ми, ля первой октавы, ре второй октавы; объём — ми первой октавы — ля третьей октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию;

2) домра-пикколо — самая высокая разновидность трёхструнной домры о струнами, настроенными: си первой октавы, ми, ля второй октавы; объём от си первой октавы до ми четвёртой октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву ниже действительного звучания;

3) альтовая домра — разновидность трёхструнной домры, звучащая на октаву ниже инструмента-типа; струны настраиваются: ми, ля малой октавы, ре первой октавы; объём от ми малой октавы до ля второй октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания;

4) теноровая домра с тремя струнами, настроенными: си большой октавы, ми, ля малой октавы; объём от си большой октавы до ми второй октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания;

5) басовая домра — низкая разновидность трёхструнной домры со струнами, настроенными: ми, ля большой октавы, ре малой октавы; объём от ми большой октавы до ля первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию;

6) контрабасовая домра — самая низкая разновидность трёхструнной домры со струнами, настроенными: ми, ля контроктавы, ре большой октавы; объём от ми контроктавы до соль малой октавы; ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания.

В начале 20 века Г. П. Любимовым были сконструированы четырёхструнные домры квинтового строя, существующие в шести разновидностях:

1) домра-прима — основной инструмент семейства четырёхструнных домр; струны настроены: соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы;

2) домра-пикколо со струнами, настроенными: до, соль первой октавы, ре ля второй октавы;

3) домра-альт со струнами, настроенными: до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы;

4) домра-тенор со струнами, настроенными: соль большой октавы, ре, ля малой октавы, ми первой октавы;

5) домра-бас со струнами, настроенными: до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы;

6) домра-контрабас со струнами, настроенными ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы; ноты пишутся на октаву выше действительного звучания.

Дорийский лад — мелодический лад, построенный по формуле: тон – полутон – тон – тон – тон – полутон – тон. Звукоряд дорийского лада отличается от звукоряда натурального минора более высокой VI ступенью, образующей с тоникой не малую, а большую, т. наз. дорийскую сексту.

Драматический — применительно к певческому голосу определение той разновидности его, которая отличается ярким, напряжённым характером звучания, но несколько ограниченной в подвижности техникой.

Дробь — приём игры на балалайке.

Дробь барабанная — игра на барабане двумя палочками путём быстрой смены ударов то одной, то другой палочкой; обозначается в нотах как трель или тремоло.

Дубль-бемоль — знак понижения на два полутона (целый тон) той ноты, перед которой, на одном с ней уровне, он поставлен; при чтении произносится после названия ноты, к которой относится; при буквенном обозначении слово дубль-бемоль заменяется слогами eses, прибавляемыми к соответствующей букве (ceses, deses и т. д.), за исключением: ми дубль-бемоль — eses, ля дубль-бемоль — asas, си дубль-бемоль — bb или bes.

Дубль-диез — знак повышения на два полутона (целый тон) той ноты, перед которой, на одном с ней уровне, он поставлен; при чтении произносится после названия той ноты, к которой относится; при буквенном обозначении ноты слово дубль-диез заменяется слогами isis, прибавляемыми к соответствующей букве.

Дуда

1. Русский народный духовой инструмент, иначе — дудка, сопель; трубка из куска выдолбленного дерева с открытыми концами, один из которых скошен, и с отверстиями в стенках; звук свистящий, несколько сипловатый.

2. То же, что волынка.

Дудук — духовой инструмент народов Закавказья, напоминающий гобой, однако не конической, а цилиндрической формы, и снабжённый более широким двойным язычком. Тембр дудука очень мягкий, нежно-лирического оттенка; звукоряд диатонический,  в пределах приблиз. децимы; опытным исполнителем может быть расширен и хроматизирован.

Дума — украинская народная песня, обычно задумчивого, грустного характера, лирического или повествовательного содержания; чаще всего посвящается историческим или выдающимся текущим событиям народной жизни.

Дуодецима

1. Интервал шириной в 12 ступеней, обозначается числом 12; обычно рассматривается как составной, т. е. как квинта через октаву. Чистая дуодецима (ч.12) — интервал в 12 ступеней и 9½. Уменьшённая дуодецима (ум. 12) — интервал в 12 ступеней и 9 тонов. Увеличенная дуодецима (ув. 12) — интервал в 12 ступеней и 10 тонов.

2. Двенадцатая ступень от данной.

Дуоль — в тактах размером в 3, 6, 9 или 12 четвертей, восьмых или шестнадцатых особая ритмическая фигура из двух нот, равная по длительности трём обычным нотам того же написания; обозначается цифрой 2.

Дутар — народный струнный щипковый инструмент грушевидной формы, покрытый тонкой декой, с длинным грифом, снабжённым 13 и более ладами. Строй двух струн дутара непостоянен, чаще всего в квинту или кварту; звукоряд приближается к диатоническому, в некоторых регистрах — к хроматическому; диапазон — полторы-две октавы тенорового регистра. Реконструированные узбекские дутары образуют семейство инструментов различных размеров и регистров, хроматического строя. На дутаре играют щипком и бряцанием, т. е. ударом кисти.

Духовой оркестр — оркестр, состоящий из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра образуют широкомензурные духовые инструменты и другие медные инструменты (корнеты, альты, теноры, баритоны, басы; трубы, валторны, тромбоны); к ним примыкают из деревянных духовых: кларнеты, затем флейты, в больших составах — гобои и фаготы. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая какое-либо шествие); является исполнителем военной музыки.

Духовые инструменты — деревянные, металлические и иные трубки различных устройства и формы, издающие музыкальные тоны в результате колебания заключённого в них столба воздуха. Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше заключённый в них столб воздуха, тем медленнее он колеблется и тем ниже издаваемый инструментом звук, и наоборот — чем меньше заключённый в духовом инструменте столб воздуха, тем быстрее он колеблется и тем выше получается звук. Изменение колебаний воздушного столба, а следовательно, и высоты звука достигается двумя способами: 1) более сильным вдуванием рассекают столб воздуха, заключённый в духовом инструменте, на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон духового инструмента, а какой-либо из его верхних гармонических созвуков; 2) объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы, — которые играющий на духовом инструменте приводит в действие пальцами. По способу вдувания струи воздуха в трубку духовые инструменты делятся на: 1) лабиальные (флейты), представляющие трубки, в которые воздух вдувается непосредственно через специальное отверстие; 2) язычковые, в которые воздух вдувается через вибрирующие язычки — простые (кларнеты) или двойные (гобои, фаготы); 3) амбушюрные, снабжённые мундштуками в виде чашечек; к мундштукам играющий прикладывает губы, вибрирующие при извлечении звука подобно язычкам в язычковых инструментах; к амбушюрным относятся медные духовые инструменты — валторна, труба, тромбон, туба, альт, тенор, баритон и др. Медные духовые инструменты разделяются на: а) половинные, в которых самый низкий звук получается от колебания не всего столба воздуха, а его половины, и б) полные, в которых можно получить звук от колебания всего столба воздуха. Духовые инструменты применяются в оркестрах различных составов, редко в камерных ансамблях, ещё реже — в качестве солирующих. Из народных инструментов к духовым относятся дудук, жалейка, зурна, карнай, най, трембита и др. Особую разновидность образуют клавишные духовые инструменты (орган и др.), содержащие набор различных язычковых и лабиальных трубок, воздух в которые нагнетается специальными мехами.

Душка — палочка, находящаяся внутри резонансного ящика некоторых струнных инструментов; помещается между двумя деками, передаёт нижней деке колебания от верхней.

Дуэт

1. Ансамбль двух певцов или инструменталистов.

2. Сочинение для двух исполнителей, каждому из которых предназначается особая партия.

Дхол — армянский народный ударный инструмент, род барабана небольших размеров, отличающийся удлинённой формой; сопровождает игру на зурнах.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.