Музыкальные термины на букву К — рус

Музыкальные термины на букву К

Кабалетта — небольших размеров ариозо или каватина, часто отличающиеся героическим характером.

Каватина

1. Название одной из разновидностей оперной арии, обычно напевного, лирического характера и свободного построения.

2. Редкое название певучей инструментальной пьесы.

Каданс — гармонический оборот, завершающий какое-либо музыкальное построение и сопровождаемый ритмической остановкой; то же, что каденция. Каданс — важнейшее композиционное средство не только завершения, но и членения музыкального произведения на разделы. По различным признакам разделяется на: а) совершенный каданс, содержащий аккорды в основном виде и завершающийся тоническим трезвучием I ступени в мелодическом положении основного тона; несовершенный каданс, не отвечающий какому-либо из перечисленных выше условий; б) полный каданс, завершающийся тоническим трезвучием, половинный каданс, завершающийся доминантовым или, значительно реже, субдоминантовым аккордом; прерванный каданс, завершающийся переходом аккорда доминантовой функции не в тоническое трезвучие, а в какой-либо другой аккорд, чаще всего в трезвучие VI ступени; в) простой автентический каданс, содержащий аккорды доминантовой и тонической функции; простой плагальный каданс, содержащий аккорды субдоминантовой и тонической функции; сложный каданс, содержащий аккорды субдоминантовой и доминантовой функции, а также кадансовый квартсекстаккорд.

Кадансовый квартсекстаккорд — квартсекстаккорд I ступени, помещённый в кадансе на сильной или относительно сильной доле такта. Кадансовый квартсекстаккорд содержит противоречие между доминантовой функцией баса и тонической функцией верхних голосов, образующих трезвучие I ступени. Следуя после аккорда субдоминантовой функции и переходя в доминантовый аккорд, кадансовый квартсекстаккорд в конечном счёте содействует сильному утверждению тоники. Кадансовый квартсекстаккорд относится к важнейшим гармоническим средствам мажоро-минорной системы ладов.

Каденция

1. Импровизационного характера обширное завершение какого-либо раздела виртуозной пьесы. В ансамблевой музыке исполняется солистом без участия сопровождающих инструментов. Каденция предназначается для выявления исполнительского блеска солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя самое яркое место в сольной партии; поэтому каденция помещается обычно в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или перед репризой). Каденция строится чаще всего на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия 19 века каденции зачастую сочинялись и импровизировались самими исполнителями.

2. Заключительный оборот мелодического или гармонического движения; то же, то каданс.

Кадриль

1. Танец, в котором участвуют одна или несколько групп по две пары танцоров в каждой. Первоначально кадриль  состояла из пяти фигур (частей) различных тактовых размеров (3/8, 6/8, 2/4); позже шестую часть кадрили образовал галоп.

2. Русский народный танец двухдольного размера, переменного, преимущественно оживлённого темпа.

Казачок — украинский и русский народный танец вначале сдержанного, затем постепенно ускоряющегося движения; тактовый размер 2/4.

Кайрак — узбекский народный ударный инструмент; 4 отшлифованных камня (гальки), берущихся по два в каждую руку; род каменных кастаньет.

Какофония — неблагозвучие, разноголосица, музыкальная бессмыслица, хаотическое нагромождение звуков.

Камаринская — русская народная плясовая песня быстрого, увлекательного движения; тактовый размер двухдольный. Народными музыкантами мелодия камаринской исполняется обычно с многочисленными и разнообразными вариациями.

Камерная музыка — первоначально, в 16 в., вся светская музыка в отличие от музыки церковной; впоследствии (со второй половины 18 века), в связи с зарождением и развитием симфонии и симфонической музыки, термин «камерная музыка» часто стали относить лишь к произведениям, рассчитанным на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей.

Камертон — небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками; в исполнительской практике применяется для настройки инструментов.

Канитель — металлическая нить, которой обматываются некоторые струны.

Канифоль — особая смола, которой натирают волосы смычка для того, чтобы они при трении о струну приводили её в колебание и заставляли звучать.

Канон

1. Многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого; иначе — непрерывно проводимая имитация. Первый голос, излагающий мелодию канона, называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами. Канон встречается как самостоятельная форма небольших произведений или как отдельное построение внутри более крупного сочинения. Канон применяется в тех же разновидностях, что и имитация.

2. Армянский народный струнный щипковый инструмент, род цитры; на каноне играют специальными плектрами в виде напёрстков, надеваемых на пальцы.

Кант — в 17-18 вв. русская и украинская ансамблевая или хоровая песня без инструментального сопровождения, преимущественно трёхголосного склада, в куплетной форме; тексты разнообразные.

Кантата — первоначально, в начале 17 века (в Италии), в отличие от сонаты, каждое произведение для пения с инструментальным сопровождением; впоследствии — сочинение для певцов-солистов, оркестра, а также хора, состоящее из ряда законченных номеров и предназначенное для исполнения в концертном плане. По средствам выражения кантата подобна оратории; постепенно разница в определении кантаты и оратории почти уничтожилась; крупные кантаты приближаются к ораториям и обычно отличаются от них лишь бóльшим значением лирического элемента, менее цельным и развитым сюжетом.

Кантеле — карельский народный инструмент типа гуслей. В старинном кантеле струны (от 5 до 13) натянуты над небольшим резонансным ящиком, сделанным из сосны или берёзы; играющий перебирает струны пальцами, держа инструмент на коленях; применяется как сольный, а иногда аккомпанирующий инструмент, сопровождающий пение. Кантеле производятся различных размеров — пикколо, примы, альты, басы и контрабасы, — что позволяет образовать из них оркестры; каждая разновидность имеет хроматический строй и достаточно широкий диапазон (две октавы).

Кантилена — певучая, напевная мелодия.

Кантус фирмус — напев, сохраняемый в неизменном виде и обрабатываемый путём присочинения к нему контрапунктирующих голосов. Сочинение «на кантус фирмус» было чрезвычайно распространено в западноевропейской музыке во время господства католической церкви и сохранялось в художественной практике ещё в 18 в.; обычно в качестве кантуса фирмуса применялся cantus planus, грегорианский хорал, все звуки которого представляли одинаковые, притом крупные длительности. На всё усложняемой многоголосной обработке специальных кантусов фирмусов была построена традиционная наука о контрапункте.

Канцона — в 15-16 вв. многоголосная песня полифонического склада, с конца 16 в. — также название инструментальных пьес типа ричеркара или фуги, позже и в настоящее время — название инструментальных напевных пьес.

Канцонетта — редкое название сравнительно небольших певучих инструментальных пьес.

Капелла — в средние века место в католической церкви, где помещались музыканты; первоначально ими были только певцы, поэтому слово «капелла» стало обозначением хора, впоследствии, с внедрением в церковную музыку инструментов и с развитием светской музыки, слово «капелла» стало обозначать и группу музыкантов, находящихся на службе в одном месте. Выражение «а капелла» означает «без инструментального сопровождения».

Капельмейстер — руководитель и дирижёр хора или оркестра.

Каприччио — пьеса, обычно виртуозная, капризного, причудливого характера, свободного построения; то же, что каприс. Часто в основу каприччио композиторы кладут народные мелодии.

Карнай — узбекский медный духовой инструмент, представляющий собой длинную, иногда более двух метров, обычно не согнутую трубу; по регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов.

Картина — в музыкально-театральном произведении часть акта, обладающая музыкальной и драматической завершённостью и отделяемая от другой картины не антрактом, а лишь опусканием на короткое время и поднятием занавеса.

Картули — грузинский народный парный танец быстрого, увлекательного движения; тактовый размер двухдольный.

Кастаньеты — небольшой ударный инструмент, состоящий из двух или трёх деревянных пластинок, свободно соединённых на одном конце шнуром; оркестровые кастаньеты снабжены рукояткой. Кастаньеты надевают на пальцы (в оркестре — держат за рукоятку); ударяя пластинки одна о другую, получают отрывистые щёлкающие звуки. Кастаньеты распространены в Испании, Южной Италии, странах Латинской Америки, где являются народным инструментом; на кастаньетах аккомпанируют пляске сами танцующие. В симфоническом оркестре кастаньеты находят специфическое применение при исполнении танцевальной музыки испанского и неаполитанского характера. В партитуре партия кастаньет пишется под партией треугольника, над партией бубна.

Качество интервала — разновидность интервала, определяемая количеством заключённых в нём тонов и полутонов при известном количестве ступеней; иначе — качественная или тоновая величина. Определяется словами чистая (ч.), малая (м.), большая (б.), увеличенная (ув.), уменьшённая (ум.). Определение качества интервала самостоятельно невозможно и служит дополнением к определению ширины интервала, т. е. количества заключённых в нём ступеней.

Кварта

1. Интервал шириной в 4 ступени, обозначается цифрой 4. Чистая кварта — интервал в 4 ступени и 2½ тона, обозначается ч.4. Уменьшённая кварта (ум.4) — интервал в 4 ступени и 2 тона. Увеличенная кварта (ув.4) — интервал в 4 ступени и 3 тона. Дважды увеличенная кварта (дв. ув. 4) — интервал в 4 ступени и 3½ тона.

2. Четвёртая ступень от данной.

Квартдецима

1. Интервал шириной в 14 ступеней, обозначается числом 14; часто рассматривается как составной, т. е. как септима через октаву. Малая квартдецима (м. 14) — интервал в 14 ступеней и 11 тонов; большая квартдецима (б.14) — интервал в 14 ступеней и 11½ тонов.

2. Четырнадцатая ступень от данной.

Квартет

1. Ансамбль четырёх исполнителей.

2. Сочинение для четырёх исполнителей с особой партией для каждого.

Квартово-квинтовый круг — объединение квартового круга и квинтового круга, энгармонически равных друг другу. Квартово-квинтовый круг представляет обозначение 12 пар энгармонически равных диезных и бемольных тональностей, расположенных по кругу таким образом, что количество диезов в них увеличивается по движению часовой стрелки, а количество бемолей увеличивается против движения часовой стрелки (G + Asas, D + Eses, A + Bb, E + Fes, H + Ces, Fis + Ges, Cis + Des, Gis + As, Dis + Es, Ais + B, Eis + F, His + Deses + C). В результате квартово-квинтовый круг содержит по две энгармонически равные тональности (одну диезную и одну бемольную) от каждого из 12 звуков хроматического звукоряда; сумма знаков (бемолей и диезов) в каждой паре энгармонически равных тональностей равна 12, например, Des (5 бемолей) и Cis (7 диезов); кажущееся исключение составляют His (12 диезов) и Deses (12 бемолей), имеющие по 12 знаков каждая и энгармонически равные одна другой, но также и тональности До мажор (C), имеющей ноль знаков; таким образом, His + C и Deses + C в сумме также дают по 12 знаков. Квартово-квинтовый круг является одним из высших проявлений стройности равномерно-темперированной музыкальной системы и представляет широкое основание для установления и изучения модуляционных связей между различными тональностями.

Квартовый круг — обозначение 12 бемольных тональностей, содержащих от 1 до 12 бемолей в ключе и расположенных по кругу таким образом, что количество ключевых знаков увеличивается в них при движении против часовой стрелки: (С) — F — B — Es — As — Des — Ges — Ces — Fes — Bb — Eses — Asas — Deses. Последняя тональность (Deses) энгармонически равна исходной тональности (С), не имеющей ключевых знаков, и замыкает круг. Квартовый круг содержит бемольные тональности, построенные от всех 12 звуков хроматического звукоряда, заключённых в октаве. Как элемент квартово-квинтового круга квартовый круг имеет важное теоретическое значение для установления и изучения модуляционных связей между отдельными тональностями.

Квартоль

1. В тактах размером в 3, 6, 9 или 12 четвертей, восьмых или шестнадцатых — особая ритмическая фигура из четырёх нот, равная по длительности трём обычным нотам того же написания; обозначается цифрой 4.

2. В тех же тактах — особая ритмическая фигура из четырёх нот, равная по длительности шести нотам того же написания, т. е. по существу — двойная дуоль или две дуоли; обозначается так же.

Квартсекстаккорд — трезвучие с квинтовым тоном в басу, иначе — второе обращение трезвучия; обозначается цифрами 64 или 46. При наиболее близком расположении входящих в него звуков квартсекстаккорд содержит кварту внизу, терцию сверху и сексту в итоге.

Квинта

1. Интервал шириной в 5 ступеней; обозначается цифрой 5. Чистая квинта — интервал в 5 ступеней и 3½ тона; обозначается ч. 5. Увеличенная квинта (ув. 5) — интервал в 5 ступеней и 4 тона. Уменьшённая квинта (ум. 5) — интервал в 5 ступеней и 3 тона. Дважды уменьшённая квинта (дв. ум. 5) — интервал в 5 ступеней и 2½ тона.

2. То же, что квинтовый тон аккорда.

3. На скрипке — название первой струны, настроенной в ми второй октавы. 4. Пятая ступень от данной.

Квинтдецима

1. Интервал шириной в 15 ступеней, объёмом в две октавы, обозначается числом 15 или 16 (как удвоенная октава). Чистая квинтдецима — интервал в 15 ступеней и 12 тонов.

2. Пятнадцатая ступень от данной.

Квинтет

1. Ансамбль пяти исполнителей.

2. Сочинение для пяти исполнителей с особой партией для каждого.

Квинтовый круг — обозначение 12 диезных тональностей, содержащих от 1 до 12 диезов в ключе и расположенных по кругу таким образом, что количество ключевых знаков увеличивается в них при движении по часовой стрелке: (С) — G — D — A — E — H — Fis — Cis — Gis — Dis — Ais — Eis — His. Последняя тональность энгармонически равна исходной тональности, не имеющей ключевых знаков, и замыкает круг. Квинтовый круг содержит диезные тональности, построенные от всех 12 звуков хроматического звукоряда, заключённых в октаве. Как элемент квартово-квинтового круга квинтовый круг имеет важное теоретическое значение для установления изучения модуляционных связей между отдельными тональностями.

Квинтовый тон — тот звук аккорда терцового строения, который в сжатом расположении (т. е. при расположении звуков аккорда по терциям) является третьим снизу; в других расположениях может оказаться в любом голосе; иначе — квинта аккорда. Обозначается цифрой 5.

Квинтоль — особая ритмическая фигура из пяти нот, равная по длительности четырём обычным нотам того же написания; обозначается цифрой 5.

Квинтсекстаккорд — септаккорд с терцовым тоном в басу, первое обращение септаккорда; обозначается цифрами 65 или 56.

Клавесин — ставшее собирательным понятием французское название клавишно-струнных инструментов 16-18 вв. (нем. клавицимбал, ит. чембало, англ. вирджинэль) с несколькими клавиатурами (мануалями), а также регистрами. Струны зацепляются пёрышком или металлическим шипом; звук постоянной силы, короткий, быстро затухающий; качество звука меняется путём перехода с одной клавиатуры на другую и переключением регистров. Клавесин — предшественник фортепиано, применялся самостоятельно и в ансамблях.

Клавиатура — на клавишных инструментах набор белых и чёрных клавиш, расположенных так, что извлекаемые ими звуки повышаются по мере движения по клавиатуре слева направо. Белые клавиши служат для извлечения главным образом звуков простых названий, чёрные клавиши — для извлечения звуков пониженных или повышенных.

Клавикорд — клавишно-струнный инструмент 15-18 вв. Клавиши клавикорда приводят в движение механизмы металлических штифтов (тангентов), извлекающих звук нажимом на струну.

Клавир

1. Переработка для исполнения на фортепиано инструментального произведения или ансамблевого аккомпанемента в вокальном произведении (с партиями для пения).

2. Немецкое название клавишно-струнных инструментов.

Клавиша — на некоторых музыкальных инструментах специальный рычаг; наконечник покрыт белой (из слоновой кости или пластмассы) или чёрной деревянной пластинкой. При нажатии на клавишу или ударе по ней приводится в движение особое приспособление, оканчивающееся молоточком, который ударяет по натянутой струне (фортепиано) или металлическим пластинкам (колокольчики, челеста); на органе, баяне, гармониках — открывается доступ воздуха в одну из труб; на гуслях — освобождаются для звучания нужные струны.

Клавишные инструменты — инструменты, которые звучат при нажиме пальцем на клавишу. В зависимости от источника звука клавишные инструменты относятся к струнным (фортепиано), духовым (орган), язычковым (фисгармония), ударным (челеста, колокольчики).

Клапаны — разнообразные приспособления на духовых инструментах для открывания или закрывания их духовых отверстий.

Кларнет

1. Деревянный духовой инструмент, представляющий собой цилиндрическую трубку с одинарным язычком и системой клапанов; существует в четырёх разновидностях, образующих семейство: большой кларнет, малый кларнет, бас-кларнет и бассетгорн (альтовый кларнет).

2. Общепринятое краткое название большого кларнета, основная разновидность семейства кларнетов, инструмент альтового и сопранового регистров, иначе — сопрановый кларнет. Сконструирован в конце 17 в. В настоящее время применяется в двух строях — в Си-бемоль (in B) и Ля (in A), т. е. звучит соответственно на один или полтора тона ниже, чем написаны его ноты. Объём кларнета — почти четыре октавы, по действительному звучанию — до-диез или ре малой октавы — фа-диез или соль третьей октавы. Кларнет обладает тёплым, сочным тембром и предоставляет исполнителю разнообразные выразительные возможности, поэтому применяется в камерных ансамблях наряду с флейтой чаще других деревянных духовых инструментов. В духовых оркестрах кларнет исполняет один из наиболее выразительных голосов. В симфоническом оркестре применяются два-три, очень редко — четыре кларнета, причём один из них (чаще всего последний по номеру) может переменяться во время исполнения на бас-кларнет или малый кларнет. Перемена инструмента обозначается словами muta in. В партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, выше партий фаготов.

Ключ

1. Специальный знак, выставляемый в самом начале каждого нотного стана. При перемене ключа новый ключ выставляется и в других местах нотного стана. Ключ указывает положение на этом стане одной из нот определённой высоты и названия, а тем самым и всех остальных. Ограниченный объём нотного стана (нотоносца) обусловил необходимость применения различных ключей. Ключи системы До (С) указывают положение на нотном стане до первой октавы; их начертание представляет искажённое с течением времени написание латинской буквы С; к ним относятся ключи: сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый. Ключи системы Соль (G) указывают положение на нотном стане ноты соль первой октавы; их начертание представляет собой искажённую с течением времени латинскую букву G; к ним относятся скрипичный и старофранцузский ключи. Ключи системы Фа (F) указывают положение на нотном стане ноты фа малой октавы; их начертание представляет искажённую с течением времени латинскую букву F; к ним относятся басопрофундовый, басовый и баритоновый ключи. В настоящее время, в зависимости от регистра голосов или инструментов, применяются обычно четыре ключа: скрипичный, басовый, альтовый и теноровый.

2. Инструмент для настройки струн (поворота колков) на фортепиано, арфе и др.

Кобза — старинный украинский народный щипковый инструмент. Кобза имела от 2 до 16 струн, особенное распространение получила в 16 и 17 вв., пока не уступила место бандуре.

Кобзарь — украинский народный певец (часто слепой), исполнитель песен под аккомпанемент бандуры (до распространения бандуры — под аккомпанемент кобзы).

Кода — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения. Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса в главной тональности и представляет распространение и окончательное закрепление главной тональности, что достигается в коде путём многократного повторения тонического аккорда или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу. Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов до широко развитых построений; в последнем случае в коде обычно разрабатывается тематический материал основных разделов, и тогда её можно разделить на разработочную часть и собственно коду. Содержание коды может явиться и послесловием, и выводом, и развязкой произведения.

Кодетта — встречающаяся иногда в фуге одноголосная интермедия между первым и вторым проведением темы.

Колки — на струнных инструментах деревянные или металлические шипы, к которым прикреплены струны. При настройке инструмента от вращения колков усиливается или ослабляется натяжение соответственной струны, вследствие чего звук её становится выше или ниже.

Коло — древнего происхождения круговой (хороводный) танец многих славянских и др. народов.

Колодка, колодочка — часть смычка, находящаяся у его нижнего конца; для большего или меньшего натяжения прикреплённых к ней волос перемещается вращением специального винта.

Колокола — ударный инструмент, обычно представляющий набор колоколов различных размеров и относительно точной настройки. Полный объём — две октавы хроматического звукоряда, до большой октавы — до первой октавы. Ноты пишутся соответственно действительному звучанию или условно — в скрипичном ключе, в пределах первой октавы. Для достижения большей чистоты тона и портативности вместо колоколов применяют иногда металлические трубы или бруски. Играют на колоколах деревянной колотушкой.

Колокольчики — ударный инструмент, представляющий либо расположенный на подстилке ряд металлических пластинок, по которым ударяют деревянными молоточками, либо такие пластинки, расположенные внутри ящика с клавиатурой вроде пианино и механизмом для извлечения звука; иначе — металлофон. Тембр колокольчиков светлозвенящий в пиано, блестящий в форте; объём: до третьей октавы — до пятой октавы, на некоторых инструментах шире; ноты пишутся в скрипичном ключе на две октавы ниже действительного звучания. В симфонической партитуре партия колокольчиков пишется ниже партии там-тама, выше партии ксилофона.

Коломыйка — украинская народная песня-танец куплетной формы, большей частью шуточного содержания; название получила от гор. Коломыя. Тактовый размер двухдольный.

Колоратура — варьирование мелодии в пении виртуозными пассажами, содержащими большое количество звуков мелкой длительности. Колоратура возникла в итальянской опере 17 в. и достигла особенного развития в 18 и первой половине 19 вв. Колоратура зачастую сочинялась, а иногда и импровизировалась исполнителями-певцами.

Колоратурное сопрано — разновидность женского голоса, отличающаяся наиболее высоким регистром — вплоть до звуков фа, фа-диез третьей октавы — и особенной подвижностью, отчего колоратурное сопрано часто приобретает инструментальный оттенок, приближаясь по характеру к флейте.

Колядка — название славянских народных обрядовых песен древнего происхождения, которые распевались во время зимних крестьянских праздников, предшествующих Новому году. Напевы колядок основаны обычно на неоднократно повторяющихся мелодических попевках.

Композитор — автор, создатель музыкального произведения. В народном творчестве композитор и исполнитель обычно сливаются в одном лице; в профессиональной музыке это возможно, но не обязательно.

Композиция

1. Процесс сочинения музыкального произведения, муз. творчество.

2. Каждое законченное музыкальное произведение.

3. Строение музыкального произведения, расположение и соотношение образующих его разделов; то же, что музыкальная форма.

Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение.

Консонанс — благозвучие, слитное созвучие, в котором образующие его звуки взаимно дополняют друг друга, сливаясь в единое стройное звучание. Из интервалов к консонансам относятся чистые прима, октава, квинта, большие и малые терции и сексты, в ряде случаев — чистая кварта; из аккордов — большое и малое трезвучия.

Контрабас — самый крупный струнный смычковый инструмент из семейства скрипок, того же принципа устройства, что и скрипка, но гораздо бóльших размеров и несколько иной формы. На контрабасе играют сидя на высоком табурете или стоя, ставя инструмент перед собой. Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на других смычковых инструментах, однако вследствие его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограниченнее. Струны контрабаса настроены по квартам в ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы; практически применяемый диапазон контрабаса из-за некоторого неудобства игры на нём сравнительно невелик — от ми контроктавы до си-бемоля малой октавы — и дальше до ми первой октавы; реже — выше; ноты пишутся в басовом и скрипичном ключах на октаву выше действительного звучания. Звук контрабаса глуховатый, отчего он редко применяется в качестве солирующего инструмента. В оркестре группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента общей звучности; в этой же роли контрабас участвует иногда в квинтетах и других ещё более многочисленных по составу камерных ансамблях. В симфонической партитуре партия контрабасов пишется обычно ниже всех других партий. В старых партитурах контрабасы имели общую партию с виолончелями.

Контральто — самый низкий женский голос, иначе — альт; употребительный диапазон — от соль малой октавы до соль второй октавы; реже — ниже. В хоре называется альт.

Контрапункт

1. Одновременное звучание двух или нескольких самостоятельно выразительных мелодий.

2. Мелодия, звучащая одновременно с темой.

3. Наука о контрапунктическом сочетании голосов; делится на контрапункт строгого стиля и контрапункт свободного стиля.

Контрафагот — разновидность фагота, инструмент такого же типа и устройства, но с бóльшим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Диапазон по действительному звучанию — от си-бемоля субконтроктавы или до контроктавы до соль малой октавы; ноты пишутся на октаву выше действительного звучания. Тембр — как у фагота, но более мрачный. Контрафагот сконструирован в 17 в. и усовершенствован в конце 19 в., когда стал часто применяться в симфоническом оркестре (в дополнение к двум или трём фаготам); является самым низким инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. В симфонической партитуре партия контрафагота пишется ниже партии фаготов, выше партии валторн.

Контрданс — танец английского народного происхождения, в котором танцующие, сменяя друг друга группами, повторяют одни и те же движения. Контрдансы образуют цепь различных танцев, следующих один за другим.

Контроктава — часть равномерно-темперированного звукоряда. Звуки контроктавы записываются: 1) в басовом ключе от ноты до ниже пятой добавочной снизу до ноты си ниже второй добавочной снизу включительно; 2) латинскими прописными буквами с цифрой 1 справа внизу или подчёркнутыми одной чёрточкой; 3) слоговыми названиями с прописной буквы и цифрой 1 справа внизу.

Контрэкспозиция — необязательный раздел фуги, следующий после экспозиции и представляющий повторное проведение темы в главной и доминантовой тональностях всеми участвующими в фуге голосами, но в новом порядке. Суммарное количество проведений в экспозиции и контрэкспозиции вдвое больше, чем количество голосов в фуге.

Концерт

1. Публичное исполнение музыкальных произведений.

2. Крупное виртуозное произведение обычно для одного солиста с сопровождением оркестра; чаще всего в трёх частях: I часть — преимущественно драматического характера, быстрого темпа (аллегро), в сонатной форме; II часть — лирического, певучего характера, медленного темпа (анданте), обычно в трёхчастной форме; III часть — финал, праздничного характера, особенно быстрого темпа, обычно в форме рондо. Возможны и другие построения каждой части. Встречаются также концерты для двух, трёх или четырёх солистов с сопровождением оркестра, концерты для отдельных исполнителей без сопровождения оркестра и концерты для оркестра без солистов.

Концертина — ручная гармоника шестигранной формы, издающая при нажатии отдельной клавиши только один звук (не имеющая готовых аккордов); строй хроматический. Концертина существует в шести разновидностях различных размеров и диапазонов.

Концертино

1. Концерт небольших масштабов, преимущественно одночастного построения.

2. Группа солирующих инструментов в кончерто гроссо.

Концертмейстер

1. Первый, главный музыкант в оркестровой группе исполнителей, играющих на одинаковых инструментах в унисон; концертмейстер ведёт за собой остальных участников своей группы, указывая им приёмы исполнения; в соответствующих местах концертмейстер играет соло. В симфонических оркестрах концертмейстер первых скрипок считается также концертмейстером всего оркестра.

2. Пианист-аккомпаниатор, руководящий исполнителями при разучивании ими их партий.

Кончерто гроссо — виртуозное оркестровое сочинение в нескольких частях, в котором противопоставляются звучность всего оркестра (tutti) и звучность выделенной из него группы солирующих инструментов (concertino). Кончерто гроссо — предшественник современного концерта, получивший наибольшее распространение между второй половиной 17 и второй половиной 18 вв.

Кордебалет — артисты балета, танцующие группами, своего рода балетный хор.

Корифей

1. В хоре — ведущий певец группы, запевала.

2. В балете — ведущий танцор танцевального ансамбля.

Корнет — усовершенствованный почтовый рожок, появившийся во Франции около 1830 года. Медный духовой инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Объём действительного звучания: ми малой октавы — до третьей октавы; обычно применяется в строе Си-бемоль (in B); ноты пишутся обычно без ключевых знаков на тон (для корнета в строе Ля — на полтора тона) выше действительного звучания. Корнет обладает бóльшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба; обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. В симфоническом оркестре применяются иногда 1-2 корнета, партии которых пишутся чаще всего под партиями труб.

Корпус — у струнных инструментов деревянный ящик, над которым натягиваются струны; назначение его — резонировать, усиливать, извлекаемый из струны звук; иначе — резонансный ящик.

Котильон — бальный танец, в котором танцующие повторяют разнообразные фигуры, изобретаемые первой парой; наиболее распространён был в середине 19 века.

Крайние голоса — самый высокий и самый низкий голоса в музыке многоголосного склада.

Краковяк — быстрый и весёлый польский народный танец; движение преимущественно восьмыми в такте размером 2/4, с частыми синкопами.

Крещендо — исполнять, постепенно увеличивая силу звука (но не ускоряя); обозначается также специальным расширяющимся знаком.

Крона — специальная трубочка, которая удлиняет (увеличивает) столб воздуха, заключённый в медном духовом инструменте, и таким образом понижает его строй.

Ксилофон — ударный инструмент, издающий звуки определённой высоты; представляет расположенные на мягкой подстилке спец. подобранные деревянные бруски различной величины и настройки, по которым играющий ударяет двумя деревянными молоточками особой формы. Звуки ксилофона отличаются пронзительностью и выделяются своим звонким щёлканьем на фоне даже полного оркестрового звучания. Диапазон бывает различный, чаще всего си первой октавы — до пятой октавы. Ноты пишутся на октаву ниже действительного звучания. Применение в симфоническом оркестре получил лишь в прошлом веке. В симфонической партитуре партия ксилофона пишется под партией колоколов, над партией челесты.

Кулиса — выдвижная часть тромбона в виде тонкой трубки, согнутой вдвое; при передвижении кулисы заключённый в инструменте столб воздуха удлиняется (увеличивается) или укорачивается (уменьшается), соответственно чему понижаются или повышаются звуки.

Кульминация — момент высшего напряжения в музыкальном произведении в целом или в отдельных его частях и элементах; например, кульминация в какой-либо части симфонии, кульминация в периоде, кульминация в мелодии и т. д.

Куплет

1. Первый раздел куплетной формы.

2. Каждый из неповторяющихся разделов рондо.

Куплетная форма — построение вокального произведения (обычно песни) из двух разделов — куплета и припева, музыка которых повторяется несколько раз подряд, причём текст куплета (часто — строфа) меняется, а текст припева остаётся неизменным. В хоровых песнях чаще всего куплет запевает солист, а припев, подытоживающий и обобщающий содержание песни, подхватывает весь хор.

Купюра — сокращение в музыкальной пьесе, производимое исполнителями обычно по своему усмотрению; иногда встречаются купюры, предлагаемые в нотах композитором.

Куранта — старинный французский танец трёхдольного тактового размера, оживлённого движения; в четырёхчастной танцевальной сюите 17-18 вв. составляла вторую часть, следуя после аллеманды и предшествуя сарабанде.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.