Барабан

Барабан. Первый музыкальный инструмент человечества

барабанИстория появления первых ударных инструментов, прообразов барабана, начинается приблизительно с того момента, как первый человек, взявший в руки палку, стал бить ею по трухлявому дереву или пню. Так появились первые ритмы и, наверное, ни одна из первобытных плясок не обходилась без сумасшедшей игры на импровизированных «ударниках».

Проходили столетия, барабаны совершенствовались, расширялась сфера их применения. Даже сейчас в некоторых африканских племенах барабан используется в качестве «телефона»: звук далеко разносится в воздухе, передавая важные сигналы и предупреждения о надвигающейся опасности.

Европейцы позаимствовали инструмент у аравитян во время первых крестовых походов, и с тех давних времен барабан стал неразлучным спутником солдата практически любой регулярной армии. Атака, отступление, подъем, отбой, прохождение торжественным маршем, походный строй, – барабанщик везде задает ритм, обеспечивает одновременное выполнение тех или иных действий. Даже сейчас, в действующих военных уставах XXI века, барабанщику отводится важная роль.

Были в истории барабана и трагические страницы: под барабанную дробь проводились казни и экзекуции, прогоняли солдат сквозь строй.

 

Барабан как современный музыкальный инструмент

 

большой барабанВ современном музыкальном мире имеют широкое распространение большой барабан и малый барабан, которые входят в состав любого симфонического и духового оркестра.

Большой барабан, потомок большого турецкого барабана, имеет диаметр 70 см, ширину — 35 см. С помощью демпфера (глушителя), установленного в барабане, можно изменять силу и длительность звучания инструмента. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому ноты для инструмента записывают не на обычном нотном стане, а на «нитке» — одиночной линейке, на которой отмечается только ритм. Играют на большом барабане с помощью ударов деревянных палок, колотушки которых оббиты войлоком или пробкой, по мембранам, находящимся в вертикальном положении.

малый барабанМалый барабан нередко называют военным. Его диаметр составляет 36 см, ширина металлизированного корпуса – 20 см. В отличие от большого барабана, во время игры мембраны малого барабана должны находиться в горизонтальном положении. Под мембраной малого барабана, как правило, устанавливаются несколько струн или продольных пружин. Делается это для достижения на музыкальном инструменте тех или иных тембральных эффектов. Специальным рычажком регулируется расстояние от струн до мембраны.

Играют на малом барабане двумя небольшими деревянными палочками с утолщениями на концах. Музыкальный инструмент позволяет получить прекрасное звучание как одиночных ударов, так и эффектных тремоло, от еле слышного до громкого звучания.

Древнее происхождение и необычайная распространенность барабанов по всему земному шару обусловила многообразие национальных ударных инструментов, а в особенности – барабанов. Далее – их краткий обзор.

 

AdufeAdufe

Adufe также известен как квадратный pandeiro. Представляет собой двухголовый квадратный рамочный барабан. Наибольшее распространение получил в Испании и Португалии, также встречается в Египте, Гватемале и Бразилии. Первые сведения об инструменте, а точнее, его древнеегипетской разновидности, относят к 1400 году до нашей эры. На внутреннюю раму adufe иногда крепят круглые колокольчики. В Бразилии звук извлекают ударами палки. В Европе играют руками, также существуют инструменты треугольной формы.

 

Alaskan Fire DrumAlaskan Fire Drum

Alaskan Fire Drum — пожарный барабан с Аляски, созданный на основе народного ударного инструмента эскимосов. Этот барабан состоит из тонкого обруча из твердого красного дуба и головы, плотно обтянутого поверх рамы телячьей кожей. Твердая дубовая ручка также крепится к раме. Трудно вообразить, насколько мощное резонирующее вибрато выдает этот инструмент. Вращение барабана изменяет высоту ноты. Играют как по «голове», так и по ободу барабана.

 

барабан AshikoAshiko

Ashiko — нигерийский (по другим данным, малийский) одноголовый конический барабан, собранный из деревянных планок. Слово ashiko на языке племени Yoruba означает «много времени». Барабан покрыт сверху кожей козы или антилопы , закрепленной шнуровкой вокруг корпуса. При ударе по центру производит резонирующий басовый тон, при ударе по краям обода издает высокий звенящий звук. После обретения большой популярности в Америке мелодии «Ashiko», написанной нигерийским автором O.J. Ekemode, это название стало нарицательным для всех конических одноголовых барабанов.

 

AtabaqueAtabaque

Atabaque — одноголовый бочкообразный или конический барабан, часто используемый в африканской и бразильской музыке. Как правило, в ансамбле используются три atabaque разного размера, называемых соответственно, от меньшего к большему, — le’, rumpi, rum. На некоторых барабанах играют руками, на других — палочками, но зачастую возможны импровизации, комбинации того и другого. На стиль исполнения зачастую оказывают влияние религиозные убеждения.

 

 

барабан BataBata

Bata — семейство из трех двух-головочных нигерийских барабанов, имеющих форму песочных часов. Каждый ilu (барабан) имеет свое название: меньший — okonkolo, средний — itotele и, наконец, самый большой — bata ilu-iya. По преданию, внутри bata живет мистическое существо, называемое ana. Чтобы его насытить, необходимо приносить в жертву пищу и животных. Барабанщик не имеет над ana никакой власти.

 

 

BendirBendir

Bendir — рамочный барабан, распространенный на севере Африки, особенно в племенах Восточных Берберов. Алжирские и марокканские оркестры, исполняющие как современные, так и традиционные музыкальные произведения, обычно имеют пару инструментов в своем составе. Bendir представляет собой скрученный деревянный кусок, длиной около 50 см, с натянутой тугой кожей. Играют на нем руками.

 

 

 

 

BongoBongo

Bongo — кубинское название для целого семейства небольших афро-кубинских барабанов, один из которых, непосредственно, и называется bongo. Конструкция: два небольших барабана соединены вместе деревянной перегородкой. Кожа съемная, для поддержания «строя» bongocero необходимо использовать удерживаемый ногами небольшой уголок. Барабанщик обычно играет сидя, удерживая bongo между коленями. В начале XX века bongos были настроены ниже, чем сегодня, и техника игры была ближе к манере игры на сonga с tabla-подобным изменением высоты тона. Современная техника игры базируется на последовательностях ударов, называемой Martillo. Bongo-музыкант также дублирует ритм с помощью cowbell, который используется в течение части Montuno, где интенсивность ритма и громкость резко возрастают.

 

CongaConga (Tumbadora)

Conga (Tumbadora) — одноголовый барабан бочкообразной формы c натянутой кожей, потомок первых африканских барабанов. Один из самых распространенных ударных музыкальных инструментов в латиноамериканской музыке, а также в джазе, рок и поп-музыке. Первоначально изготавливался из дерева, в наши дни часто используется фиберглас.

 

 

CuicaCuica

Cuica — бразильский фрикционный барабан. Барабанная палочка фиксируется посреди инструмента и проходит внутрь оболочки. Звук извлекают трением палочки между большим и указательным пальцами с сырой губкой или куском кожи. Под воздействием трения кожа барабана начинает вибрировать. Cuica находит широкое применение в национальной бразильской танцевальной музыке.

 

барабан DholDhol

Davul — армянский большой двухсторонний барабан. Изготавливается из единого скрученного куска дерева, собранного с двух сторон обручами. Поверх обычно натягивают выстриженную овечью или козью шкуру, одна толще другой. Музыкант использует две разные колотушки: одной, называемой jglun (или tokmak) ударяет по более плотной коже, другой, более легкой — по тонкой коже.

 

DjembeDjembe

Djembe — барабан в форме кубка с натянутой кожей антилопы или козы, часто с металлическими пластинами kesingkesing, применяемыми для усиления звука. Появился Западной Африке на территории в Малийской Империи в XII веке и образно назывался Healing Drum (исцеляющий барабан). Существует предположение, что открытая форма корпуса повторяет корпус обычной дробилки зерна. В зависимости от техники удара, djembe производит три основных звука: басовый, тональный, либо резкий шлепок.

 

DumbekDumbek

Dumbek (Dumbec, Doumbek, Doumbec, или Darbuka) — арабский одноголовый барабан, имеющий форму бокала. В прежние времена инструмент делали из керамики, покрывая голову козлиной кожей. В наши дни для покрытия используют синтетику, а для изготовления корпуса применяют красное дерево, медь, алюминий (и другие металлы), а также традиционную керамику. Особенности конструкции (инструмент открыт снизу) формируют акустическую воронку, которая производит глубокий резонирующий низкий звук. Dumbek — один из основных аккомпанирующих инструментов в танце живота.

 

 

барабан Dun-DunDun-Dun

Dun-Dun (Doun-Doun) — семейство нигерийских talking-drums племен Yoruba. Больший из них называется Iya Ilu, что означает «барабан матери». Деревянный корпус барабана покрыт с двух сторон кожей, стянутой ремнями. Звук извлекают изогнутой палкой и иногда пальцами другой руки. Давлением на ремни музыкант может менять натяжение кожи на голове барабана и, таким образом, менять высоту его звучания.

 

NagaraNagara

Nagara — ударный инструмент типа барабана и литавры самых разнообразных размеров. Используется в народной музыке Индии, Ирана, Азербайджана и Узбекистана. Корпус nagara глиняный или металлический, в некоторых разновидностях инструмента изготавливается из дерева. Звук извлекают пальцами, колотушкой или палочками. Как правило, nagara звучат попарно.

 

Pow Wow DrumPow Wow Drum

Pow Wow Drum — национальный барабан американских индейцев, изготавливаемый в стиле Sioux Drums. Инструмент кропотливо собирается из 12 секций основных древесных пород New Mexico, по одной на каждый месяц года. Составные части барабана полируют, затем покрывают невыделанной кожей и оплетают. Pow Wow Drum в старину использовался в ритуалах исцеления, общения с духами, а также в танцах. Размер барабанов сильно варьируется; на больших барабанах играют сразу несколько музыкантов.

 

RepiqueRepique

Repique (Repinique) – барабан родом из Пуэрто-Рико. Основное назначение инструмента – импровизации в контрасте с барабаном, держащим основной ритм. В Уругвае он входит в семейство одноголовочных барабанов бочкообразной формы, известных как tamborils, и является одним из основных народных инструментов. Барабаны tamborils производятся в четырех основных размерах, второй по величине инструмент и носит название repique.

 

 

 

SurdoSurdo

Surdo — очень глубокий, громкий бразильский басовый двухголовый барабан. Делается барабан из металла или тонкого дерева, головы покрыты козлиной кожей (в наши дни часто заменяется пластиком). Незаменимый музыкальный инструмент samba-парадов. Звуки извлекаются деревянной колотушкой и рукой либо двумя колотушками одновременно.

 

 

 

TablaTabla

Tabla — пара самых популярных индийских барабанов. Меньший называется tabla, больший басовый — dagga. Иногда их также называют dayan и bayan, что означает — правый/левый относительно исполнителя. Dagga — латунный хромированный горшок, покрытый кожей с кожаными ремнями для настройки. Корпус tabla делают из дерева shisham или красного дерева, который покрывают кожей. Кожаные ремни по бокам инструмента и деревянные колышки используют для настройки. Голова каждого барабана состоит из основной мембраны и кольцевой внутренней с черным пятном в центре, называемым syahi(произносится see-ah-hee). Такая структура в сочетании с разнообразными техниками игры обеспечивает уникальное звуковое разнообразие.

 

барабан Talking DrumTalking Drum

Talking Drum — особый тип африканских барабанов, тот самый «телефон», упоминаемый в начале статьи. Служил для связи между деревнями. Звук барабана может имитировать человеческую речь, во время использования применялась сложная система ритмических фраз. Как правило, talking drum — двухголовый, в форме песочных часов, кожа с обеих сторон стянута оплетенным вокруг корпуса ремнем из кожи или кишок животного. Инструмент обычно держат между рукой и телом исполнителя, чтобы нажатием на оплетку регулировать высоту звука, которая и определяет «разговор». Наиболее известные представители — dondo, dun-dun и tama.

 

TamaTama

 

Tama — уменьшенная версия talking drum, часто используется вместе с барабанами sabar (На языке племени Wolof sabar обозначает барабан, способный имитировать человеческую речь.) Инструмент покрыт кожей ящерицы и полностью оплетен таким образом, что высота звука меняется от нажатия на струны.

 

 

 

 

TimbalesTimbales

Timbales — пара одноголовых кубинских барабанов из металлических или деревянных пластин Звуки из инструмента извлекаются палочками. Один из барабанов обычно настроен выше другого. timbales получили распространение в конце XVIII века как замена европейскому timpani, в наши дни встречаются в reggae, jazz и других современных направлениях.

 

 

 

TamboraTambora

Tambora — двухголовый, покрытый козлиной шкурой барабан, размещаемый исполнителем на колене. Обеспечивает характерный, похожий на биение сердца, такт merengue. По одной поверхности ударяют палкой, по другой — рукой.

 

 

барабан TimplipitoTimplipito

Родина timplipito — Ближний Восток, а точнее Персия, Грузия, Азербайджан и близлежащие страны Малой и Средней Азии. Своё происхождение инструмент ведёт от древнего бенгальского барабана нагара, а точнее, является просто сдвоенной нагара значительно меньших размеров. Устройство этих маленьких азиатских, или кавказских литавр, напоминает игрушечные литавры, медные полушария которых заменены двумя глиняными горшочками, обтянутыми тонкой козлиной кожей или пузырём быка. Горшочки разных размеров тесно соединены между собой кожаными ремешками и ярко раскрашены яркими цветами. Высота горшочков не определяется канонами и зависит от задумки мастера. Различие между горшочками заключается лишь в поперечнике среза и, следовательно, в объёме звучащей поверхности кожи. Поперечник большого горшочка обычно приближается к 25 см, а поперечник малого – около 15 см. Играют на timplipito двумя тоненькими деревянными палочками, выточенными наподобие “козьих ножек”, а иногда просто пальцами, и, в соответствии с музыкальным рисунком, пользуются одним или двумя горшочками. Любопытно, что для настройки инструмента азиатские музыканты подогревают горшочки, а европейцы слегка увлажняют кожу водой. При правильной настройке оба горшочка начинают издавать звук, близкий к квинте.

ZarbZarb

 

Zarb (или tombak) — персидский одноголовый барабан в форме кубка. Изготавливается из единого скрученного куска дерева и открыт снизу. Исполнитель держит барабан на колене и извлекает звук ладонями или пальцами обеих рук.

 

 

 

UduUdu

Udu — глиняный барабан-горшoк, происходящий из племен Ibo и Hausa в Нигерии (udu — одновременно «глиняная посуда» и «мир» на языке Ibo.) Этот инструмент появился, когда древние гончары проделали второе отверстие на глиняном сосуде сбоку и обнаружили возникший потрясающий звук. Глубокие, настигающие звуки, которые производил udu, многим казались «голосами предков» и первоначально его использовали в религиозных обрядах. Барабаны udu не только красивы (они выставлены в экспозиции нескольких известных музеев), но и производят глубокие басовые тона, звуки, близкие tabla, тональные вариации talking drum и много других необычных звуков. Основная техника игры состоит в открывании/закрывании ладонью бокового отверстия, в то время как другая рука прикрывает на разное расстояние верхнее отверстие, и наоборот. Варьируя тип удара и способ движения руки, можно обнаружить много различных тональных изменений. Иногда udu наполняют водой, чтобы добиться изменения оттенка.

 

По материалам biblib.pro и tekadum.narod.ru
 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.