Бетховен Симфония 3

Бетховен Симфония 3 «Героическая», ми-бемоль мажор, соч. 55 (1804)

I. Allegro con brio. II. Marcia funebre. Adagio assai. III. Scherzo. Allegro vivace. IV. Finale. Allegro molto.

«В этой симфонии… раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

П.И. Чайковский

Бетховен симфония 3Первое исполнение – 7 апреля 1805 года в Вене.

«Героическая» симфония Бетховена открыла новую эру в истории данного жанра. Впервые симфония по грандиозности замысла и философской глубине смогла стать вровень с трагедиями Шекспира и мессами Баха. Она нашла путь, который позволил ей, наряду с романом, занять одно из важнейших мест в духовной жизни людей XIX-XXI века.

Замысел симфонии был вдохновлен республиканскими идеями Бетховена, эпохой, давшей обильную пищу для искусства героического плана. Дух свободы реял над Европой. Под ударами победоносных войск Первого консула рушились монархии. «Бетховену были дороги республиканские принципы. Он надеялся, что Бонапарт заложит основы для счастья всего человечества», — рассказывал друг композитора.

Генерал Бонапарт и был для Бетховена тем героем, который вдохновил его на создание Третьей симфонии. Его имя уже весной 1804 года стояло на титульном листе партитуры только что законченной симфонии, когда дошла весть о короновании Наполеона.

«Этот – тоже заурядный человек!» – с горечью воскликнул композитор. «Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию и сделается тираном!»

Бетховен поменял название на «Эроика» («Героическая»). При первых исполнениях симфония вызвала целую бурю. Многие увидели в ней причуды необузданной фантазии, стремление к «оргинальничанью» и диссонансам.

4 части симфонии – есть 4 акта героического повествования.

Бетховен Симфония 3 «Героическая». I часть

Начальные удары оркестра, которыми открывается I часть («орлиное allegro», как называл А. Серов), вовлекают слушателя в гущу событий, в атмосферу борьбы. Музыка, проникнутая пульсом напряженного действия, резко контрастна. В предстоящей грандиозной борьбе примет участие все: и вспыхивающая героическим сиянием главная тема, и ласковые реплики побочной, и резкие драматические акценты.

И вот она начинается. «Музыкальным Аустерлицем» назвал Р. Роллан разработку первой части. Сквозь тревожную дымку проступают контуры главной темы. Все отчетливее и суровее становится ее звучание. Музыка наполняется драматизмом яростных столкновений, аккумулируя огромную энергию.

Будто издалека, перекрывая «шум битвы», доносится «боевая песня» (флейта и гобой). Вновь и вновь идет на приступ главная тема, и снова композитор штурмует бастионы зла, пока напряжение не достигает высшей точки. И тогда наступает срыв: краткий миг тишины и скорби – напоминание о жертвах. И вновь – кипение борьбы.

Реприза воспринимается как продолжение разработки. В музыке, овеянной героическим дыханием, неудержимо растет ощущение неизбежной, словно несущейся на крыльях, Победы.

Бетховен Симфония 3 «Героическая». II часть

Вторая часть неожиданна по решению. Это траурный марш. Критики расшифровывают его так: «В Adagio assai герой уже мертв. Никогда он не был более живым. Дух его парит над гробом, который несет все человечество». Проста до боли скорбная мелодия марша, чеканен медленный «шаг» его ритма. Чувство горя заковано в броню мужественности. На все лежит печать возвышенного страдания, благородной, суровой торжественности.

Марш разворачивается грандиозной траурно-триумфальной фреской, рисующей воображению картину, полную трагизма и истинной героики. Мажорный эпизод увлекает мысль к чему-то светлому, возможно, к воспоминаниям, а может быть, к будущему, но приводит в итоге к новому взрыву горя (фугато). Заканчивается марш затухающими вдали отголосками главной скорбной темы.

III часть. Скерцо

Третья часть – воплощенное движение. Если в Первой симфонии скерцо еще хранило следы воздействия танца, а во Второй слышалась буйная сила, то здесь эта часть «окрашена в романтические тона».

От нее тянутся нити к скерцо Мендельсона из «Сна в летнюю ночь». Непрерывный ритм скачки – то приближающийся, то удаляющийся, таинственные зовы «лесного рога» (валторна) вызывают представление о лесной романтике немецких легенд. Переключая внимание слушателя на светлые стороны жизни, скерцо психологически подготавливает финал.

Бетховен Симфония 3 «Героическая». Финал

В IV части завершается развитие идеи симфонии: суровая борьба, стоившая многих жертв, заканчивается победой. Бастионы зла разрушены, добро восторжествовало. Этому торжеству света и добра Бетховен придает характер «всенародного праздника мира» (А. Серов).

По структуре финал представляет собой вариации на две темы. Перевоплощаясь, они создают цепь эпизодов танцевального, эпического, лирического, маршево-героического склада. Пестрый калейдоскоп разнообразных «сцен» симфонически объединяется в общую, впечатляющую своей красочностью картину ликования и радости.

Бетховен Симфония 3 Героическая. Слушать онлайн:

Beethoven: Symphony no. 3 Eroica — Philippe Herreweghe — Full concert in HD