Бетховен Симфония 4

Бетховен Симфония 4, си-бемоль мажор, соч. 60 (1806)

I. Allegro vivace. II. Adagio. III. Minuetto. Allegro vivace. IV. Allegro ma non troppo.

Бетховен симфония 4Первое исполнение – март 1807 года в Вене.

Четвертая симфония, написанная между двумя «героическими» (Третьей и Пятой), — одно из самых светлых, лирических творений Бетховена. Р. Шуман сравнивал ее со стройной эллинской девушкой, стоящей между двумя северными исполинами. Созданная в счастливую пору жизни композитора, она отразила его душевный подъем в гармонически ясном и радостном видении мира.

Лирической открытостью чувств, яркими пейзажными ассоциациями, причудливой игрой творческой мысли симфония предвосхищает романтиков. Но, как писал Р. Роллан, «за всеми этими забавами, фантазиями и даже самой нежностью симфонии чувствуется грозная сила, изменчивый нрав, гневные вспышки».

Бетховен Симфония 4. Вступление. I часть

Медленное вступление (Adagio) полно таинственного очарования. В оркестре царит та затаенная тишина, какая бывает в природе, когда из предрассветной мглы рождается день. Несколько ярких аккордов оркестра – и в музыке уже господствует радостное оживление солнечного утра.

Вся I часть – поток мелодий. То скерцозные, то плавные и приветливые, то напоминающие пастушьи наигрыши. Пленяющие красотой и непосредственностью, они чередуются, дополняя друг друга. Светлый колорит музыки неизменен, и возникающие перед репризой «гневные вспышки» лишь оттеняют общее настроение части.

Четвертая симфония Бетховена. II часть

II часть – типично бетховенская идиллия. Певучая созерцательная мелодия неспешно расплетает свои узоры. Музыка пропитана спокойной и властной мыслью о красоте и гармонии природы.

Но по мере вариационного развития части аспекты чувства неприметно меняются. Возникают оттенки восторженности, мягкой лирики, драматизма и вновь созерцания.

III часть. Менуэт

Менуэт весьма далек от своих гайдновских предков. По существу, это скерцо, полное порывистого движения, причудливой игры «света и тени». Динамика музыки изменчива, контрасты сближены. Волевое начало соседствует с таинственностью, стремительность – с настороженностью, искренняя лирика – с кокетливой игривостью.

Бетховен Симфония 4. Финал

Гектор Берлиоз писал о финале произведения следующее:

«Это искрометный поток звуков, несущихся друг за другом, словно переговаривающихся между собой, но внезапно прерываемых, однако, хриплыми и дикими аккордами».

От начала до конца господствует стремительный темп движения, не оставляющий места покою и статике. Жизнь – в движении, радость – в кипучей деятельности, навстречу всему прекрасному – таков, думается, эмоциональный итог симфонии.

Бетховен Симфония 4. Слушать онлайн:

Людвиг ван Бетховен — Симфония №4, op. 60, ч.1