Бетховен Симфония 7

Бетховен Симфония 7, ля мажор, соч. 92 (1812)

I. Poco sostenuto. Vivace. II. Allegretto. III. Presto. Assai meno presto. IV. Allegro con brio.

 

«Среди лучших моих сочинений я с гордостью могу указать на Adur‘ную симфонию».

Л. ван Бетховен

Бетховен симфония 7Первое исполнение – 8 декабря 1813 года в Вене.

Слова Бетховена подтверждаются широчайшей популярностью этого сочинения, родившейся в день его премьеры. Многое, правда, в Седьмой симфонии изумило современников. Поражали и громадное Вступление, и резкие контрасты радости и скорби, и необычная последовательность частей.

Среди «ценителей искусства» нашлись и такие, кто отнес эти новшества на счет «сумасбродной фантазии» глухого композитора. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы о симфонии сложилось мнение как об одном из самых гармоничных и совершенных творений композитора.

М. Глинка назвал ее «непостижимо прекрасной». Седьмая симфония Бетховена – песнь торжества света. Лишь в сдержанно-скорбном Allegretto (II ч.) композитор напоминает о горестях и жертвах. Все остальные части славят радость бытия.

Бетховен Симфония 7. Вступление. I часть.

Вступление обширно. Спокойное начало сменяется динамическим нарастанием, подготавливающим броскую тарантелльную тему, характерный ритм которой пронизывает музыке от начала и до конца. По словам Бетховена, сочиняя музыку, он видел перед собой определенные картины.

I часть Седьмой симфонии воспринимается как изображение грандиозного массового празднества. Мощь, гигантский размах позволили А. Серову назвать эту часть «геройской идиллией».

Бетховен Симфония 7. II часть

Вторая часть резко контрастна по отношению к первой. Там царит веселье, здесь – мужественная скорбь. Первая часть – стихия танца, вторая – печальная поступь траурного шествия.

Скупая мелодика песенна, но сурова в выражении чувств. Неизменен ритм шага. И кажется, будто изображение еще недавно веселящейся толпы, притихшей в скорбном молчании, сменяется картиной мрачно-торжественного шествия. Его звуки приближаются, нарастают и затихают вдали.

III часть

Скерцо третьей части ошеломляюще динамично. В музыке заложена колоссальная энергия, проявляющая себя в стремительных нарастаниях, причудливых акцентах, остроте напористого ритма. Все это, кажется, куда-то мчится, летит, сверкает, проносится мимо ярким красочным вихрем.

Бетховен Симфония 7. Финал

Финал возвращает слушателя в атмосферу народного веселья. И залихватская первая, и огненно-темпераментная (с цыганско-венгерским оттенком) вторая темы, и необычная по темповым контрастам разработка увлекают слушателя в водоворот праздничного ликования.

Вагнер назвал эту часть настоящим апофеозом танца, а Чайковский писал, что финал Седьмой симфонии представляет «какую-то вакханалию звуков, целый ряд картин, исполненных беззаветного веселья, счастья и довольства жизнью».

Бетховен Симфония 7. Слушать онлайн:

Людвиг ван Бетховен – Симфония №7, Alegretto: