Бетховен Симфония 8

Бетховен Симфония 8, фа мажор, соч. 93 (1812)

I. Allegro vivace e con brio. II. Allegretto scherzando. III. Tempo di Minuetto. IV. Allegro vivace.

Бетховен симфония 8Первое исполнение – 27 февраля 1814 года в Вене.

Восьмая симфония стоит несколько в стороне от генеральной линии бетховенского симфонизма. Это своего род интермеццо, миг отдыха перед штурмом последней вершины – Девятой симфонии, которая, как известно, обдумывалась долгие годы.

Сам Бетховен назвал Восьмую «маленькой симфонией». Действительно, по лаконичным формам она близка к произведениям гайдновской поры. И не только по формам, но и по стилю. Может показаться странным, что в преддверии новаторской Девятой симфонии композитор возродил (не полностью, конечно) ушедшую в прошлое манеру сочинения.

Однако это возрождение – не реставрация. «Неоклассицизм» Восьмой отмечен оттенком чуть ироничной стилизации. Художник-философ, познавший трагизм человеческого бытия, с шутливо-снисходительной улыбкой оглядывается на далекий по духу «идиллический» XVIII век. И с виртуозной легкостью гения восстанавливает свойственные ему формы музыки.

В симфонии царствуют ясность, прозрачность, стройность, на всем лежит оттенок тонкого артистизма. И лишь изредка в этот мир чистой красоты и безоблачности врывается истинно бетховенская властная сила.

Бетховен Симфония 8. I часть

Первая часть по-гайдновски жизнерадостна и проста. Только в разработке ощущается свойственный Бетховену динамизм симфонического развития.

II часть

Вторая часть — скерцо – имеет юмористическое содержание. Композитор положил в ее основу тему некогда сочиненного ним канона. Канон был посвящен другу, изобретателю метронома Мельцелю: «та-та-та, та-та-та, та-та-та, о Мельцель, милый мой!». Детски простодушная, но полная грации и изящества, эта тема звучит все время на фоне ритмически ровной пульсации аккордов, имитирующей стук метронома.

III часть

В третьей части композитор «восстанавливает в правах» старинный менуэт гайдновского типа – бойкий, по-крестьянски чуть грубоватый, который он некогда заменил на скерцо. Звучание двух валторн в трио вызывает в памяти музыкальные пасторали XVIII века.

Бетховен Симфония 8. Финал

Финальная часть симфонии сверкает остроумием и неистощимой изобретательностью. Его основная шутливая тема, играющая роль рефрена в этом рондо, возвращается каждый раз в новом обличье. Кажется, будто она ведет за собой хоровод красочных образов, исполненных простодушного веселья и заразительного юмора.

Чайковский писал: «Последняя часть, полная юмористических контрастов, неожиданных поворотов, останется навсегда неподражаемым прекрасным образцом симфонической музыки».

Бетховен Симфония 8. Слушать онлайн:

Beethoven: Symphony No 8 in F major — BBC Proms 2012 (Daniel Barenboim)