Брамс Симфония 1

Брамс Симфония 1, до минор, соч. 68 (1876)

I. Un poco sostenuto. Allegro. II. Andante sostenuto. III. Un poco allegretto e grazioso. IV. Adagio. Piu andante. Allegro non troppo ma con brio.

Первое исполнение – 4 ноября 1876 года в Карлсруэ под управлением О.Дессофа.

«Я никогда не напишу симфонии! Ты не представляешь, какой смелостью надо обладать, чтобы решиться на это, когда слышишь за собой шаги гиганта!»

Брамс Симфония 1

Брамс написал эти строки в начале 70-х годов. Но еще в 1862 году он приступил к созданию Первой симфонии. Работа непомерно затянулась. Композитор отчетливо сознавал трудность поставленной задачи: после Бетховена редко кому удавалось сказать в этом жанре новое, свежее слово. Риск был велик: только высокосовершенное произведение могло устоять под натиском враждебной критики, которая беспощадно отвергала любую попытку возродить «чистый» непрограммный симфонизм.

Так случилось и на этот раз. Рожденное в муках произведение было встречено словами негодования. Но кто помнит их теперь? Зато хорошо известно крылатое выражение Г. Бюлова, назвавшего Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена». Это определение говорило о многом. Оно ставило сочинение в один ряд с вершинными завоеваниями музыки. Имелось в виду и то, что главная тема финала напоминает мелодию радости Девятой симфонии Бетховена, и то, что в движении образов симфонии Брамса просвечивает бетховенская идея «от мрака к свету».

Задумывая симфонию, Брамс представлял себе образ байроновского Манфреда с его титаническими страстями, мучительными противоречиями. Чувства в этой музыке кипят, противоборствуют, эмоциональная гамма неуравновешенна, однако волевая собранность ощущается непрерывно: борется, страдает, надеется человек мужественный и непреклонный.

Брамс Симфония 1. Часть I

Жгучей напряженностью проникнуто медленное вступление. Слышатся вздохи, стоны, резкие восклицания. Огромная эмоциональная энергия усиленно сдерживается до поры, чтобы вырваться на простор лишь в Allegro I части, полном отчаянной решимости, головокружительных душевных взлетов и падений. Редкие просветления лишь подчеркивают общий сумрачно – страстный колорит.

Брамс Симфония 1. Часть II

Средние части, как всегда у Брамса, расширяют панораму жизни, дают отдохновение, разрядку. II часть – элегическое раздумье. В ее лирике – душевная скромность и чисто брамсовская благородная патетика. Оркестровые краски по – камерному прозрачны. Часто возникают красивые певучие соло (гобой, кларнет, скрипка, валторна), наделяя музыку чертами трогательной интимности.

Брамс Симфония 1. Часть III

Оживленная III часть исполнена свежести, изящества, а порой и мягкого юмора. Чистые пасторальные звучания рождают ласкающие глаз картины умиротворенной природы. Драматические коллизии I части отодвинуты, едва ли не забыты.

Брамс Симфония 1. Финал

Вступление к финалу беспощадно напоминает о них. Музыка, по словам М. Друскина, «живописует последнюю грань отчаяния». И тут, как спасительная весть, как луч надежды, является мелодия валторны – удивительно простая, светлая, цельная. О просторе лугов и полей, о вечной красоте природы говорит она. Строгий хорал медных довершает свершившийся перелом. И вольным широким шагом входит героическая главная тема финала. Не исключено, что Брамс сознательно сближает ее с темой последней части Девятой симфонии Бетховена. Напоминая о святых идеалах человечества, музыка славит свет разума, величие духа. Правда, шествие этой темы не столь неуклонно, как у Бетховена. Оно чередуется с лирическими моментами, временами грозно вспыхивают сомнения и тревоги. Но слишком велика сила преодоления: радость жизни, восторженное ликование слышатся в эпилоге симфонии.

Брамс Симфония 1. Слушать онлайн: