Брамс Симфония 4

Брамс Симфония 4, ми минор, соч. 98 (1885)

I. Allegro non troppo. II. Andante moderato. Allegro giocoso. IV. Allegro energico e passionato.

Брамс Симфония 4Четвертая симфония – одно из самых совершенных и великих созданий Брамса. Поразительная стройность, мудрая соразмерность этого вдохновенного произведения: оно кажется высеченным из одной глыбы гранита.

Слушателя захватывает не только чувство высшей, почти античной красоты, но и ощущение обжигающей жизненной правды. не забывая о нескончаемом многообразии жизни, композитор стремится подчеркнуть ее серьезные, суровые стороны. Мужественно и просто рассказывает музыка о нравственном долге. о железной необходимости борьбы и ее трагических превратностях.

 

Брамс Симфония 4. Часть I

Симфония начинается необычно: тихий сердечный напев струнных звучит как продолжение ранее начатой душевной беседы. Элегический тон этой темы определяет общий характер всей I части, в которой есть, однако, и активные призывы, и страстная лирика, и напряженный драматизм. А в заключение главная тема выступает в ярко трагическом освещении, словно предвещая грозные события финала.

Брамс Симфония 4. Часть II

Раздумчивый монолог валторны открывает II часть, чистую и строгую. Музыка погружается в глубокую, романтически окрашенную созерцательность.

Брамс Симфония 4. Часть III

Шумно и весело врывается начало III части – скерцо. Упругая энергия движения, сочные контрасты, забавные неожиданности – все это напоминает бурный уличный праздник.

Брамс Симфония 4. Финал

Жизненные противоречия отступили, но последняя часть неумолимо ввергает в самую пучину борьбы: с устрашающей непреклонностью звучит у медных суровая хоральная тема финала. Когда сочинялся финал, любимым чтением Брамса были трагедии Софокла. Не потому ли столько душевного величия в этой музыке? Скорбью, смятением охвачено сильное, мужественное сердце. Не случайно Брамс обратился к скульптурно строгой старинной форме чаконы: короткая 8-звучная тема становится основой 32 вариаций, с неуклонной последовательностью развивающих главную мысль.

В среднем разделе финала вариации далеко уводят от первоначального характера темы, рождая то печальные, то торжественно – светлые образы. И вновь врывается раскаленный поток трагических вариаций.

«Мне кажется подлинно сверхъестественным страшное душевное содержание этой вещи, — писал замечательный дирижер Ф. Вейнгартнер. – Я не могу избавиться от навязчиво возникающего образа неумолимой судьбы, которая безжалостно влечет к гибели то ли человеческую личность, то ли целый народ…Конец этой части…настоящая оргия разрушения…»

От элегических настроений I части к высокому трагизму финала – таков путь, пройденный музыкой гениальной последней симфонии Брамса.

Симфония Брамса №4: слушать онлайн: