Гайдн Симфония 92 Оксфордская

Гайдн Симфония 92 «Оксфордская», соль мажор (1788)

I. Allegro spiritoso. II. Adagio. III. Allegretto. IV. Presto

Эта симфония была написана Йозефом Гайдном для Парижа, по заказу одного из аристократов. Название «Оксфордская» произведение получило позже, в 1791 году, после исполнения во время торжественной церемонии присвоения композитору степени доктора Оксфордского университета.

Премьера симфонии состоялась с некоторым «форс-мажором». Композитор опаздывал на церемонию, и времени на репетицию совсем не оставалось. Поскольку ритуал вручения степени требовал формальной демонстрации «образцов мастерства», Гайдн исполнил трехголосый канон, образец которого остался университету «на память». А исполнение симфонии с триумфом прошло в Оксфорде на следующий день.

Гайдн Симфония 92 Оксфордская. I часть

Гайдн Симфония 92 ОксфордскаяМедленное вступление к первой части носит необычный для подобных разделов спокойный характер. Никакой помпезности, никаких динамических контрастов. Скорее можно уловить некий оттенок легкой печали…

Начальные такты Allegro не сразу привносят ожидаемый контраст. Легко вспорхнул грациозный мотив, завершившийся кокетливым мелодическим скачком в конце фразы… И вдруг – ворвался поток ослепительно яркого света, все засверкало, заискрилось, смешалось в водопаде оркестровых звучаний.

Так выясняется и «загадка» вступления. Гайдн приберег мощный запас энергии для яркой динамической вспышки. В дальнейшем развитии части композитор держит слушателя в плену властно установившегося настроения. Музыкальная «ткань» изобилует и выразительными паузами, и острыми тембровыми находками, и лукавыми мелодическими поворотами.

Гайдн Симфония 92 Оксфордская. II часть

Напевная мелодия широкого дыхания открывает вторую часть. Неторопливое развитие начального раздела сменяется драматически активным минорным эпизодом, где тема звучит сумрачно и тяжеловесно. С возвращением мажора восстанавливаются и основные контуры темы.

Заключительные такты Adagio полны спокойствия и умиротворенности.

Менуэт

После двух насыщенных частей менуэт кажется еще более незатейливым и простодушным. В крайних его разделах привлекает внимание забавное асимметричное строение мелодических фраз. В трио слышны нарочито примитивные 2-голосные реплики фаготов и валторн.

Гайдн Симфония 92 Оксфордская. Финал

Финальная часть произведения, несмотря на приподнятый и светлый характер, пестр и многообразен. Здесь встречаются и танцевальные сцены, и драматические эпизоды, и юмористические моменты, и народно-жанровые зарисовки.

Гайдн Симфония 92 Оксфордская. Слушать произведение

Йозеф Гайдн. Симфония №92 — Симфонический оркестр КБР. Дирижер Б.Х.Темирканов