Дирижер симфонического оркестра

В данной статье – кратко о том, какое значение имеет дирижер в симфоническом оркестре.

Дирижер симфонического оркестраДирижерское искусство насчитывает многовековую историю. Еще в Древней Греции существовал руководитель хора, который отбивал такт сильным притопыванием ноги. В римской Schola cantorum («Певческая школа»), основанной папой Григорием Великим приблизительно в VII веке, для управления хором применялись специальные движения рукой. Они служили скорее вспомогательным мнемотехническим средством.

Только с возникновением современной системы нотной записи отбивание такта приобрело подлинный смысл. В старину для этой цели применялся свернутый нотный лист или смычок. Дирижер как таковой не существовал, его обязанности выполнял один из участников ансамбля. Музыкант (скрипач, клавесинист) ударами смычка или кивком головы указывал отдельным инструментам момент вступления.

Становление дирижерского искусства

С развитием симфонической музыки усложнялось ее содержание, обогащались выразительные средства. Прежний руководитель, играющий в ансамбле и одновременно дающий указания музыкантам, уже не мог осуществлять сложные и многообразные функции управления оркестром.

Задача полноценного воплощения симфонического произведения с его многокрасочной инструментальной структурой, крупными масштабами и особенностями музыкальной формы, выдвинула требования новой техники – искусства дирижирования.

К середине XVIII века функции руководителя перешли к музыканту, не принимавшему непосредственного участия в ансамблевой игре. Считается, что первый дирижер, ставший на специальный помост – это Иоганн-Фридрих Рейхардт (1752-1814).

Уже в начале XIX века дирижирование стало самостоятельным видом исполнительского искусства. Успешно выступавшие на этом поприще композиторы (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер) выдвинули новое требование к руководителю оркестра: дирижер – профессионал.

Постепенно утвердился новый способ дирижирования, сохранившийся до наших дней. Дирижер становится лицом к оркестру, а не к публике (первым это сделал Рихард Вагнер), и управляет оркестровым коллективом при помощи палочки (приоритет в этой области принадлежит немецкому скрипачу и композитору Л. Шпору).

Расцвет искусства дирижирования

Настоящий взлет дирижерского искусства произошел в конце XIX века. На мировой музыкальной арене появилась плеяда талантливейших дирижеров: Г. Бюлов, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Моттль, Г. Рихтер, Р. Штраус.

Их традиции сохранили и преумножили дирижеры XX-XXI века – А. Тосканини, Э. Ансерме, О. Клемперер, О. Фрид, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, В. Талих, Дж. Джорджеску, Г. Вуд и другие.

Блестящие достижение русской дирижерской школы продемонстрировали композитора М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. В качестве дирижеров успешно выступали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, Н. Рубинштейн, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Э. Направник. Когорту выдающихся дирижеров выдвинула и советская музыкально-исполнительская культура. Среди них – Н. Голованов, С. Самосуд, А. Гаук, Е. Мравинский, О. Димитриади, Е. Светланов, Г. Рождественский.

Дирижер. Особенности профессии

Стезя дирижера сложна и многогранна. Ее специфические особенности заключаются в том, что дирижер осуществляет стоящие перед ним художественные задачи не непосредственно (как музыкант), а при помощи целой системы пластических приемов-жестов.

Этими, казалось бы, чисто внешними приемами дирижер не только указывает темп, ставит точные ритмические акценты, но и регулирует динамические оттенки, фиксирует моменты вступлений оркестровых групп или отдельных солистов. Каждое движение, жест, мимика имеют свой глубокий художественно-эмоциональный подтекст).

Искусство дирижера – искусство во многом психологическое. Образный мир каждого симфонического произведения раскрывается полностью лишь тогда, когда у руководителя устанавливается прочный творческий контакт с оркестровым коллективом.

Тут приходят на помощь те качества, без которых немыслим настоящий дирижер – симфонист. Это безупречный слух, острое чувство ритма, музыкальная память, глубокое знание возможностей инструментов, умение быстро ориентироваться в любой партитуре.

Все это позволяет дирижеру, обладающему определенными волевыми качествами, вдохновить, увлечь и повести за собой коллектив. В современном музыкальном искусстве именно дирижеру принадлежит художественная трактовка произведения. Он должен уметь в точности передать авторский замысел, дать ясную, глубокую, во всех отношениях исчерпывающую интерпретацию исполняемой музыки.

Поэтому его задача не только трудна, но и почетна. Профессия дирижера справедливо считается «заглавной» музыкально-исполнительской профессией.