Малер Песнь о земле

Малер Песнь о земле (1907-1908)

Малер Песнь о Земле«Песнь о земле» создана Малером вслед за Восьмой – симфонией тысячи участников. Восьмая симфония, приближающаяся по замыслу к Девятой Бетховена, должна была стать «Одой любви» к земле, жизни, человеку. Однако, обнажив утопичность взглядов композитора, она оказалась наиболее противоречивой среди всего малеровского наследия. Противоречивой именно потому, что он попытался умолчать о страшных сторонах современной жизни.

Естественно, такое произведение не могло получиться убедительным. Симфония, призванная стать кульминационной точкой творчества Малера, на деле обозначила определенный крах его философско-этических взглядов.

«Песнь о земле» Малера воспринимается как реакция на отчаянное усилие Восьмой симфонии воззвать к человечеству, объединить его своей проповедью всеобщей любви. Это признание одиночества, бессилия что-либо изменить в окружающем мире. В какой-то мере, это трагическая исповедь художника, в глубине души осознающего тщетность своих порывов. В ее основу легли тексты «Китайской флейты» Г. Бетге – вольные переводы стихов китайских поэтов VIII и IX веков Ли Бо, Чэнь Шэня и Ван Вэя.

Обратившись к старинным и, казалось бы, экзотическим текстам, Густав Малер создал глубоко современное произведение одну из выразительнейших в мире партитур.

Малер Песнь о земле. I часть «Застольная песня о земных страданиях»

Первая часть сосредоточивает в себе основной конфликт произведения. Она начинается пронзительными фанфарами. Создается впечатление, что внезапно разорвалась завеса, и слушатели стали свидетелями действия, давно за ней происходящего.

Партии солирующих инструментов равноправны с голосом. Переплетаясь, они создают выразительную музыкальную ткань. Каждая строфа заканчивается скорбным рефреном: «Темна жизнь, и смерть – темна!» Трагическая кульминация части – жуткий образ обезьяны, воющей на могилах…

II часть. «Одинокий осенью»

Это медленная, «усталая» (по определению Малера) часть симфонии. В ее центральном разделе характер музыки меняется: мелодия становится более взволнованной, смятенной. Но порыв быстро угасает.

Мое сердце устало.

Моя маленькая лампа

С треском погасла, напоминая мне о сне.

Я иду к тебе, желанная тишина.

Да, дай мне покой…

Малер Песнь о земле. III часть. «О юности»

Третья часть является началом интермедийного раздела цикла. В ней явственно проступают элементы стилизации. Изящная миниатюра напоминает безделушку из китайского фарфора. Беззаботно и светло звучит музыка, в основе которой краткие попевки в бесполутоновом (пентатонном) ладу.

IV часть. «О красоте»

Звучит своеобразный медленный менуэт. В ритме старинного европейского танца – прелестная стилизованная мелодия. В среднем ее разделе резко меняется характер: появляется ритм скачки, быстрого, неистового марша.

V часть. «Пьяница весною»

Пятая часть – последняя из интермедийных. Это монолог пьяного человека, обращенный к птичке. Он звучит на фоне оркестровой партии, наполненной птичьим щебетом, всеми звуками весны. Слышны трели деревянных инструментов, флажолеты скрипок, глиссандо арф, обрывки мелодий… Монолог человека все время прерывается, будто он не может совладать со своими мыслями, речью, дыханием.

Малер Песнь о земле. «Прощание»

Финал – возвращение к основным образам симфонии – одиночеству и смерти. Начало напоминает траурный колокольный звон, главенствует скорбный речитатив контральто. Просветленная кода финала – итог всего вокально-симфонического цикла. Это сопоставление краткого человеческого бытия и вечной жизни земли.

Густав Малер. Песнь о Земле. Слушать онлайн: