Симфоническое творчество Глинки

Симфоническое творчество Глинки

Симфоническое творчество Глинки«Светлый гений», «солнце русской музыки» — так часто говорят о Михаиле Ивановиче Глинке. Его сравнивают с Моцартом и Пушкиным – художниками ясными и гармоничными. Для сравнения с Пушкиным есть и другое основание. Подобно великому поэту, Глинка возвысил русскую музыку до передовых устремлений времени, положил начало классическому периоду ее истории.

Симфоническое творчество Глинки блестяще раскрылось в его оперных сочинениях. Его увертюры, оркестровые антракты и эпизоды выделяются своей емкостью, динамизмом, отточенностью формы. Кроме того, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» заложили фундамент для национальной оперной классики, а хореографические сцены – открыли путь к созданию русского балета.

Вершина симфонического творчества Глинки – оркестровые сочинения 40-х годов: «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», «Вальс – фантазия». Все они написаны в сжатой, лаконичной форме 1-частной увертюры или фантазии. В их основе, как правило, подлинные народные мелодии, песенные либо танцевальные.

«Для моей необузданной фантазии надобен текст или положительные данные», — признавался композитор.

Характер образов – земной, конкретный, ярко живописный. Симфоническое творчество Глинки воссоздает поэтические картины народной жизни, полные темперамента и солнечного света. Поразителен «глинковский» оркестр – экономный, прозрачный, но красочный и гибкий, с поющими ветвистыми линиями голосов.

«Камаринская», Фантазия для оркестра на мотивы двух русских песен (1848)

Симфоническое творчество Глинки. КамаринскаяПервое исполнение – 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Маурера.

«Случайно я нашел сближение между свадебной песнью «Из-за гор, гор высоких» и деревенской плясовою Камаринской, всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась, и я, вместо фортепиано, написал эту пьесу на оркестр под именем «Свадебная плясовая».

Название «Камаринская» было подсказано Глинке музыкальным критиком, князем В. Одоевским. Пьеса построена наподобие рапсодии. Медленный зачин сменяется стремительной музыкой танцевального характера. В основе первого, медленного раздела – степенно-величавая душевная мелодия свадебной песни. Оркестр поет широко и плавно, голоса сплетаются и расплетаются, как будто в народном хоре.

Иначе развивается мотив «Камаринской». Здесь передан дух инструментального народного искусства. Кажется, будто слышишь звучание балалаек, рожков, свирелей, волынок с характерными наигрышами, переборами и подхватами…

Плясовая мелодия кажется неисчерпаемой в своих превращениях. Во всем этом бездна юмора, здорового и размашистого. Перед нами не только картина народного веселья: в «Камаринской» – задушевность, смелость, широта русского характера.

«Какая поразительно оригинальная вещь! – писал о «Камаринской» Чайковский. Русская симфоническая школа вся в ней, подобно тому, как весь дуб – в желуде».

Справедливые слова! Можно сказать, симфоническое творчество Глинки как бы сконцентрировано в этом небольшом произведении. «Камаринская» смогла собрать типичные черты национального музыкального мышления и осветить на многие годы путь русского симфонизма.

 М.И.Глинка. Камаринская. Слушать онлайн:

 

Симфоническое творчество Глинки. Испанские увертюры

1 июня 1845 года Глинка пересек границу Испании. Музыкальные намерения композитора были вполне определенными. Еще в апреле он писал Кукольнику из Парижа:

«Я решился обогатить свой репертуар несколькими концертными пьесами для оркестра, под именем Fantaisies pittoresques (Живописные фантазии). Думаю, можно соединить требования искусства с требованиями века и писать пьесы равно докладные знатокам и простой публике. Оригинальность испанских мелодий будет мне значительной помощью, тем более что доселе это поприще еще никем не было проходимо».

«Арагонская хота» (1845)

Первое исполнение – 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Маурера.

О том, как возник замысел первой испанской увертюры, Глинка вспоминает в «Записках»:

«По вечерам у нас собирались соседи, соседки и знакомые, они пели, плясали, беседовали. Между знакомыми сын одного местного негоцианта по имени Феликс Кастилла бойко играл на гитаре арагонскую хоту. Я удержал в памяти мелодию с вариациями, и потом в Мадриде осенью того же года сделал из них пьесу. Впоследствии, по совету князя Одоевского, я назвал ее Испанской увертюрой».

«Арагонская хота» (такое название закрепилось впоследствии) ознаменовала рождение нового жанра европейской музыки – симфонической фантазии на народные темы. Она опирается на две танцевальные мелодии, разработанные с замечательной изобретательностью. В произведении гибко сочетаются вариационность и сонатная форма.

После импозантного, торжественного вступления, словно струя фонтана, с блеском врывается живая тема хоты. Эпизод следует за эпизодом, один другого красочнее, образнее, пластичнее.

«Арагонская хота» М.И. Глинки. Смотреть и слушать онлайн:

 

«Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848)

Первое исполнение – 15 марта 1850 года в Петербурге под управлением Маурера.

Вторая испанская увертюра также прекрасно характеризует симфоническое творчество Глинки. Первоначально произведение было написано как «попурри из четырех испанских мелодий». Окончательная редакция относится к 1851 году. Материал был собран композитором осенью 1845 году в Мадриде.

«Я продолжил внимательно изучать испанскую народную музыку, а именно, напевы простых людей. Хаживал ко мне один zagal (погонщик мулов на дилижансе). Он пел песни, а я старался их уловить и положить на ноты. Две ламанчские сегидильи мне особенно понравились и послужили для второй испанской увертюры», — писал Глинка.

Форма «Ночи в Мадриде» более свободная, чем в «Арагонской хоты». Это подлинная фантазия, вольное, но органически связанное чередование разнохарактерных эпизодов. Музыка вызывает богатейшие зрительные ассоциации. Она наполнена воздухом, ощущением дали, пространства.

Ярко писал о ней Чайковский: «Сколько теплого вдохновения, раскаленной поэтической фантазии в этом очаровательном произведении! И необычайно оригинальная интродукция, рисующая сумерки наступающей южной ночи, и увлекательные звуки плясовой, и быстро меняющиеся эпизоды средней части. В них слышится таинственный шепот, поцелуи, объятия… И опять тишина, и мрак благовонной южной ночи».

«Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Слушать онлайн:

 

«Вальс – фантазия» (1839)

«Вальс – фантазия» — первый образец русского симфонического вальса, предопределивший многие его черты. Это и задушевный лиризм, и высокая поэтичность, и щедрый песенный разлив мелодий. Он был сочинен вначале как фортепианная пьеса почти в одно время со знаменитым романсом «Я помню чудное мгновенье». Оба произведения, в какой-то мере – результат глубокого чувства композитора к Екатерине Керн.

Первую оркестровую редакцию «Вальса» осуществил дирижер Герман для исполнения в летних концертах в Павловске (1840г.). Авторская оркестровка возникла в 1845 году – Глинка сделал ее для парижских концертов. Парижская публика с восторгом приняла музыку русского композитора. Гектор Берлиоз писал о «Вальсе» как о сочинении «увлекательном, исполненном самого поразительного ритмического кокетства, истинно новом и превосходно развитом». Он восхищался «изящной гармонией, прекрасной, чистой, цветистой инструментовкой».

В 1856 году Глинка переработал музыку «Вальса». Она освободилась от подчеркнутой танцевальности, а оркестр стал еще легче и прозрачнее. Теперь в нем все поет: и мелодии, и выразительнейшие подголоски. Мелодий несколько, и все они словно соревнуются друг с другом в красоте и поэтичности, выражая разные оттенки лирического чувства – от меланхолии до страсти.

М.И. Глинка. Вальс — фантазия. Слушать онлайн: