Симфония Шуберта до мажор

Симфония Шуберта до мажор (1828)

I. Andante. Allegro ma non troppo. II. Andante con moto. III. Scherzo. Allegro vivace. Allegro vivace

Симфония Шуберта до мажорПервое исполнение состоялось в 1839 году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона.

«Симфония Шуберта до мажор – гигантское произведение, отличающееся громадными размерами, и громадной силой, и богатством вложенного в него вдохновения…» — писал П.И. Чайковский.

Между тем, как и многие сочинения Шуберта, симфония была забыта и лишь в 1838 году была найдена Р. Шуманом у брата композитора, Фердинанда. И вот уже более полутора веков она волнует мир мелодической красотой и поэтичностью образов.

В музыке до-мажорной симфонии, кажется, запечатлен дух Австрии с ее природой, «лесной романтикой» народных легенд, песен, танцев. Стихия танца, ритмика коллективного организованного движения роднит это произведение с Седьмой симфонией Бетховена.

Симфония Шуберта до мажор. I часть

Поэзия «лесной романтики» ощущается уже в начале произведения, когда раздается отдаленный, словно окутанный дымкой таинственности призыв валторн. Эта величавая эпическая песнь разрастается в грандиозное вступление и обретает рыцарски-горделивый облик.

Вся первая часть пронизана героико-романтическим порывом воодушевления. Отсюда устремленность движения, бурный, но светлый характер музыки. Отсюда же и слитность традиционных разделов части. Первая, по-бетховенски фанфарная тема, и вторая, чуть меланхоличная, пронизанная песенными и танцевальными ритмами разработка, и реприза, где Шуберт, словно упиваясь красотой созданных мелодий, повторяет их вновь и вновь… Все охвачено единым восторженно-романтическим чувством увлечения и радости жизни.

Симфония Шуберта до мажор. II часть

Вторая часть произведения необычна. Вместо традиционного лирического раздумья – жанровая сцена, написанная широкой, размашистой кистью. В ее богатой и разнообразной мелодике, весьма близкой венгерской народной песне, в строгом ритме поступательного движения есть что-то от массового танца-шествия.

Вместе с тем музыка поражает внутренней собранностью, серьезностью, ритмической дисциплиной, четкостью и ясностью форм.

III часть. Скерцо

Образы «лесной романтики» вновь оживают в скерцо с его светотенью грузных басов и легкого, порхающего движения. В целом же Скерцо трактовано в танцевальном характере. Вальсовые ритмы легко ощутимы в его крайних разделах, а средний представляет собой откровенно-простодушный деревенский лендлер, каких немало написал Шуберт.

Так рождается типично романтическое сочетание фантастического и жанрового элементов.

Симфония Шуберта до мажор. Финал

Заключительная часть произведения увлекает слушателя. Увлекает призывными кличами, стремительным темпом, водоворотом танцевальных ритмов, — всей своей праздничной атмосферой.

Финал, написанный с подлинно бетховенским размахом, воспринимается как величественное воплощение героев немецкого эпоса.

Симфония Шуберта до мажор. Слушать онлайн: