Увертюры Бетховена

Увертюры Бетховена

Увертюры БетховенаБетховен – создатель нового жанра, жанра симфонической увертюры.  Правда, большую часть этих произведений он писал как вступления к спектаклям (опере, драме). Впоследствии увертюры Бетховена стали исполняться отдельно и обрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде.

Увертюры Бетховена, тесно связанные с идеей или сюжетом пьесы, положили начало целой ветви симфонической музыки – программных увертюр, поэм, картин, получивших распространение в XIX веке. Увертюры создавались Бетховеном по разным поводам. «Прометей» – живая и легкая, близкая по характеру к Первой симфонии, была написана к балету «Творения Прометея» (либретто и постановка Вигано). Героико-трагическая увертюра «Кориолан» явилась вступлением к одноименной трагедии австрийского драматурга И.-Г. Коллина и пользовалась значительной популярностью.

Четыре увертюры Бетховена к одной опере

Серия из 4 увертюр возникла в процессе создания различных редакций оперы «Фиделио». Это – «Леонора» №1, №2, №3 и «Фиделио». Лучшей из них по праву считается «Леонора» №3. Основанная на тематике оперы, она представляет собой сжатую инструментальную драму, как бы симфонический «конспект» оперы.

Подобно многим произведениям Бетховена, она содержит идею героического подвига во имя светлых идеалов (в данном случае – свободы и справедливости). Медленное, задумчивое Вступление, проникнутое глубокой, сосредоточенной мыслью, порывисто-энергичная главная партия, упоительная, полная волнения побочная тема, эмоциональная разработка и ликующе-стремительное заключение – таковы основные этапы этой первой в истории музыки симфонической поэмы.

Увертюра Бетховена «Эгмонт», соч. 84 (1809-1810)

Первое исполнение состоялось 15 июня 1810 года в Вене.

Увертюра к трагедии Гете «Эгмонт» – одно из самых популярных произведений Бетховена. Трагедия (1782) основана на подлинных исторических событиях, относящихся ко времени испанского владычества в Нидерландах. Эгмонт, граф Лемораль (1522-1568), возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой. Сам Эгмонт был казнен.

Музыка к «Эгмонту» содержала 10 номеров:

  • увертюру;
  • четыре антракта;
  • две песни Клерхен;
  • «Смерт Клерхен»;
  • мелодраму к монологу Эгмонта в тюрьме;
  • «Победную симфонию» (краткую заключительную часть, апофеоз).

Бетховен, писавший музыку к «Эгмонту» по заказу театра, во многом усилил революционное звучание трагедии Гете. Увертюра открывается зловеще-торжественным Вступлением. Слышны ритмы старинного испанского танца сарабанды, мрачные аккорды струнных олицетворяют образ тяжелого гнета. Ответные «стенания» деревянных духовых воспринимаются как воплощение горя.

Обе темы играют главную роль в драматургии сонатного аллегро. Из второй рождается тема героического порыва (главная партия), первая сохраняет значение зловещей силы, препятствия на пути к свободе. Этот острый конфликт и лежит в основе симфонического развития увертюры, придавая особую взрывчатость и краткой разработке, и репризе.

Ярко звучит завершающая увертюру «Победная симфония» – апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы.

Людвиг ван Бетховен Увертюра «Кориолан». Слушать онлайн:

Ludwig van Beethoven , Egmont Overture

Bernstein Beethoven Leonore Overture Nº3