6 Симфония Бетховена

6 Симфония Бетховена «Пасторальная», фа мажор, соч. 68 (1808)

I. Allegro ma non troppo. II. Andante molto moto. III. Allegro. IV. Allegro. V. Allegretto.

Бетховен симфония 6Первое исполнение – 22 декабря 1808 года в Вене.

6 симфония Бетховена была завершена в один год с Пятой, хотя ее наброски стали появляться в записных книжках композитора еще в 1802 году. Обе симфонии раскрывают взаимосвязанные стороны бетховенского мировоззрения. Первая говорит о предназначении человека, его высшем этическом долге, борьбе. Вторая – об отношении к жизни вообще, окружающему миру в целом, олицетворением которого выступает вечная гармония природы.

Бетховен назвал свою Шестую симфонию «Пасторальной», хотя произведение далеко от галантных, и в сущности, бездумных «сцен из пастушеской жизни», излюбленного мотива искусства XVIII века. Это – философская идиллия, подсказанная высокой мыслью о гармонии человека и природы.

Обращение к природе никогда не было для Бетховена бегством от жизненной борьбы (как впоследствии и для других романтиков). Напротив, именно в слиянии с природой он черпал силы для новых героических дерзаний. И потому бетховенским пасторалям менее всего свойственно умиленно-сладостное любование.

Они вдохновлены возвышенной идеей сопричастности человека к природе, стремлением объять мыслью весь мир в его целостности, познать в нем вечное, непреходящее. Чувство близости к природе разлито по всей симфонии – пяти картинам, сочетающим лирико-пейзажное и жанровое начала. Все они имеют названия, и в этом смысле 6 симфония Бетховена – один из первых образцов программного симфонизма.

6 симфония Бетховена. I часть.

«Пробуждение радостных чувств на фоне природы». Музыка первой части отмечена необычайной мелодической щедростью. Она воспринимается как непрерывная радостная песня, овеянная поэзией сельской тишины, широты, просторов.

6 симфония Бетховена. II часть

«Сцена у ручья». Человек предается созерцанию. Полуденный зной, монотонное журчание ручья навевают сладостную истому, чувство безмятежности, покоя, умиротворения. Изобразительные детали (ручей, пение птиц) содействуют пейзажной достоверности этой симфонической картины.

6 симфония Бетховена. III часть

«Веселое сборище крестьян». Третья часть, по замыслу композитора, — колоритная, полная движения жанровая сценка. Бетховен придает музыке этого жизнерадостного Скерцо подлинно народные черты, насыщая его ритмами крестьянских танцев, грубоватых, искрящихся здоровым юмором.

Гектор Берлиоз усматривал здесь картину сельского праздника с незамысловатыми танцами под звуки ансамбля из нескольких простеньких инструментов.

6 симфония Бетховена. IV часть

«Гроза. Буря». Впечатляющее изображение летней грозы, которое, по словам Берлиоза, оставляет «далеко позади все, что пробовали сочинять в этом роде». Рисуя средствами оркестра яростные порывы ветра, раскаты грома, шум усиливающегося ливня, композитор передает грандиозную мощь бушующей стихии.

«Пасторальная» симфония Бетховена. Финал

Заключительная часть произведения имеет два названия: «Пастушья песнь» и «Радостное чувство благодарности после бури». В природе снова царит покой. Слышна перекличка пастушьих рожков (кларнет и валторна). Скрипки запевают чарующе свежую, подобно омытой дождем листве, мелодию. К ней присоединяется другая.

И вновь, как в начале, свободно льется песенный поток. Этим тихим гимном благодатной природе, дарующей радость, и завершается «Пасторальная» симфония.

6 Симфония Бетховена «Пасторальная». Слушать онлайн:

Beethoven, Sinfonía Nº 6 »Pastoral». Wiener Philharmoniker, Christian Thielemann