9 симфония Бетховена

9 симфония Бетховена, ре минор, соч. 125 (1824)

I. Allegro ma non troppo, un poco maestoso. II. Molto vivace. III. Adagio molto e cantabile. IV. Presto. Allegro assai.

9 Симфония БетховенаПервое исполнение – 7 мая 1824 года в Вене.

9 симфония Бетховена принадлежит к числу тех немногих произведений мирового искусства, которые, подобно высочайшим горным вершинам, возвышаются над всем, что создал художественный гений человечества. Как и «Божественная комедия» Данте, Сикстинская Мадонна Рафаэля, «Фауст» Гете либо Высокая месса Баха, Девятая симфония, будучи детищем своего века, явилась выражением человеческих идеалов и устремлений. Завершенная на исходе жизненного пути композитора, она обдумывалась им в течение всей своей жизни.

Еще в юности, увлеченный идеями французской революции, Бетховен искал музыкальное воплощение шиллеровской «Оды радости», на текст которой написал финал 9 симфонии. Заложенные в ней идеи человеческой свободы и братства не переставали волновать Бетховена на протяжении всего творческого пути.

Девятая симфония – произведение глубоко новаторское. Впервые в симфонию вводится пение. Этот смелый прием показался Бетховену необходимым. Развитие идеи симфонии подсказывало включение пения как Голоса Человечества. Конкретность слова потребовалась для итоговой формулировки главной мысли грандиозной философской концепции. На этом нововведения Бетховена не останавливаются. Он меняет местами скерцо и Adagio, пишет крайние части скерцо в сонатной форме.

Гений Бетховена достиг в Девятой симфонии высшей зрелости. Она поражает трагизмом человеческих страданий, титанической борьбы, величием мысли, пафосом гуманизма. Подытоживая путь Бетховена–симфониста, произведение открывает новые перспективы для музыкального искусства следующих поколений.

9 симфония Бетховена. I часть

Симфония рождается в туманной мгле неопределенности. Тревожно, полно таинственного ожидания тускло мерцающее тремоло скрипок. На его фоне мелькают неясные тени мотивов. Композитор нащупывает контуры будущей главной темы, она формируется как бы «на глазах» у слушателя.

Идея материализуется, и после длительной подготовки, мощным усилием оркестр утверждает главную тему. Кажется, луч ослепительного света прорезает тьму небытия и из нее рождается Мир, заявляя о себе властно «Я есмь!». И сразу возникает атмосфера борьбы, напряженных столкновений.

Бурное развитие приводит к побочной партии. Это лирическая антитеза первой теме. Она окрашивает музыку в мажорные тона, появляются героические кульминации – предвестники грядущей победы. И неожиданно музыка вновь погружается в зловещую тишину. Грозные фанфары возвещают о начале гигантской битвы, вызывающей из памяти циклопические образы античного эпоса. Музыка лишена изобразительности, но в смене драматических натисков и спадов, в устрашающем звучании главной темы, в целеустремленности разработки воплощен образ борьбы и героического деяния.

I часть переходит в высшую фазу с началом репризы. С этого момента действие неумолимо клонится к трагической развязке. Она наступает в коде. Музыка обретает траурно-триумфальный оттенок. Но «последнее слово» принадлежит властной, как голос рока, главной теме.

9 симфония Бетховена. II часть. Скерцо

Нарушая сложившиеся традиции, Бетховен помещает после I части Скерцо. Оно отстраняет трагическое начало. Скерцо в 9 симфонии – апофеоз действенного порыва, бьющего энергией через край. Оно проносится стремительным шквалом, вызывая то героические, то фантастические ассоциации. Но в этом потоке словно догоняющих друг друга звуков господствует строжайшая ритмическая дисциплина.

Крайним разделам, написанным в сонатной форме (еще одно новшество!) контрастирует жанрово-пейзажное трио, отмеченное чистыми и свежими пасторальными красками.

9 симфония Бетховена. III часть

Третья часть – воплощение этического идеала. Красота и величие музыки вызваны высокой мыслью о нравственном величии человека, его миссии на земле. В этом просветленном философском раздумье мудрая ясность, гармония мысли и чувства. Течение музыки спокойно и полнозвучно, слышна органичная смена двух взаимодополняющих тем, их вариаций.

Почти вся III часть находится под безраздельной властью мажора. Лишь дважды нарушается мажорный ход части напоминанием о том, какой ценой была добыта эта ясность мыслей и неистребимая любовь к человеку.

9 симфония Бетховена. Финал. Тема Радости

Свирепым порывом врывается начало последней, IV части произведения, восстанавливая уже преодоленную дисгармонию. Но это лишь попытка возврата. Подлинного возврата уже быть не может. Логика развития «событий» неумолимо ведет к торжеству, победе Радости.

Одна за другой звучат темы предшествовавших частей – этапов пройденного пути, но каждая из них «отвергается» решительным речитативом виолончелей. Ни одна из них не может стать темой финала симфонии. Должно быть найдено новое качество, которое превзошло бы все сказанное до сих пор и прозвучало логическим итогом идейно-музыкального развития симфонии.

В оркестре наступает миг таинственной тишины. И вот рождается новая тема, — тема Радости. Именно в силу своей удивительной простоты она воспринимается как откровение. Первоначально ее интонируют виолончели и контрабасы, затем отдельные группы инструментов, и, наконец, весь оркестр. Это Радость преодоленного Страдания, победы над Злом, достижение высшей гармонии и свободы человеческого духа.

Звучание достигает грандиозных масштабов, и вновь, уже в последний раз, врывается смятенный мотив из первой части симфонии. И тогда впервые слышится человеческий голос: «О друзья! Не эти звуки! Лучше споем что-нибудь радостное!» Тема Радости возникает у солистов и хора: «О прекрасная, божественная Радость, дочь Небес! Воодушевленные, мы вступаем в твое святилище!». Тема Радости раскрывается во всем многообразии граней и оттенков.

Различные по характеру эпизоды слагаются в общую грандиозную картину массового ликования, торжества освобожденного человечества. И кажется, что в музыке разливается солнечный свет, и с каждым тактом его сияние становится ярче, ослепительнее. Под конец голоса солистов, хора и оркестра сливаются в едином порыве: «Обнимитесь, миллионы!». Этим апофеозом Свободе, Равенству, Братству человечества и завершается 9 симфония Бетховена.

9 Симфония Бетховена. Слушать онлайн:

Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9 («Ода к радости»). Фрагмент из фильма «Переписывая Бетховена»: