Музыкальные термины на букву Б — рус

Музыкальные термины на букву Б - рус

Багатель — название небольшой пьесы, обычно неглубокой по содержанию и нетрудной для исполнения.

Балабан — узбекский, азербайджанский народный духовой инструмент с одинарным язычком. Встречается и у других народов.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый инструмент с ладами, отличающийся треугольным корпусом. На балалайке играют бряцаньем (ударом указательного пальца по струнам) сверху вниз (обозначается знаком ˅) и снизу вверх (обозначается знаком ˄); щипком (пиццикато), двойным щипком (чередованием щипков большим пальцем вниз и указательным вверх); дробью (быстрым чередованием ударов несколькими пальцами): малой — четырьмя пальцами или большой — пятью пальцами; срывом (щипком левой руки, обозначаемым крестиком); вибрато (колебание ладони, прижатой к подставке, сразу после извлечения звука щипком), применяемым при игре на первой струне, а также тремоло (быстрым чередованием ударов вниз и вверх без изменения высоты звука). Балалайка произошла от домры и известна с начала 18 века. В конце 19 века В. В. Андреев значительно усовершенствовал балалайку, а также построил её разновидности различных размеров, создав семейство балалаек как основу для образования из них оркестра и всевозможных ансамблей. В настоящее время применяются следующие разновидности балалайки:

1) Балалайка-прима, инструмент-тип, основной представитель семейства балалаек, усовершенствованный В. В. Андреевым; строй струн ми, ми, ля первой октавы; объём — ми первой октавы — ля третьей октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе. Техника игры на балалайке-приме разработана больше, чем на других русских народных инструментах, и содержит много виртуозных приёмов; балалайка-прима применяется как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент.

2) Балалайка-секунда — по существу, альтовая разновидность балалайки; строй струн ля, ля малой октавы, ре первой октавы; объём — ля малой октавы — ля второй октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию.

3) Балалайка-альт — по существу, теноровая разновидность балалайки, звучащая на октаву ниже инструмента-типа; строй струн ми, ми, ля малой октавы; объём — ми малой октавы — ре второй октавы; ноты пишутся в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания; балалайка-альт используется преимущественно в её низком регистре.

4) Балалайка-бас — строй струн ми, ля большой октавы, ре малой октавы; объём — от ми большой октавы до соль первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе; на балалайке-басе играют обычно кожаным медиатором.

5) Балалайка-контрабас — самая низкая разновидность балалайки; строй струн ми, ля контроктавы, ре большой октавы; объём от ми контроктавы до соль малой октавы; ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания; играют на балалайке-контрабасе кожаным медиатором.

Балет — театральное представление, содержание которого воплощено в танцах и пластических движениях, сопровождаемых оркестровой музыкой. Музыка балета может иметь самостоятельное художественное значение и исполняться на концертной эстраде.

Баллада — первоначально двух- или трёхголосная песня, сопровождавшая танец. Со временем балладный жанр изменился, превратился в сюжетное произведение, насыщенное драматическими эпизодами, с трагической развязкой, содержащее фантастические эпизоды.

Бандура — украинский народный струнный щипковый инструмент; отличается овальным корпусом и коротким грифом. Струны частью натягиваются над грифом (бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (приструнки, более короткие, высоко звучащие). Строй смешанный, обычно в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, также — хроматический. Играют, перебирая струны пальцами с надетыми спец. напёрстками или без них.

Барабанназвание ряда ударных инструментов:

1) малый барабан небольшой ударный инструмент, издающий звуки неопределённой высоты высокого регистра; металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, около одной из которых натянуты струны, придающие звуку дребезжащий оттенок; звуки извлекаются двумя деревянными палочками; игра на малом барабане сводится к трём приёмам: простой удар, двойной и дробь; соединение их позволяет достигать исключительной ритмической чёткости и разнообразия при острой и резкой звучности; партия малого барабана раньше писалась в скрипичном ключе на условной ноте, теперь пишется на нитке, с указанием только ритма и помещается в симфонической партитуре ниже партии бубна, выше партии тарелок;

2) большой барабан — крупный ударный инструмент, издающий звуки неопределённой высоты низкого регистра; широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами; часто применяется большой барабан в виде узкого обода, затянутого кожей с одной стороны; звук извлекается ударом колотушки (деревянной палочки, конец которой обтянут войлоком) и может быть доведён до очень большой силы; партия большого барабана помещается в симфонической партитуре ниже партии тарелок, выше партии там-тама.

Баритон

1. Мужской голос среднего между басом и тенором регистра; употребительный объём — от ля или си-бемоля большой октавы до соль или ля-бемоля первой октавы; ноты пишутся в басовом ключе.

2. Медный широкомензурный духовой инструмент овальной формы; объём действительного звучания — от ми большой октавы до си-бемоля первой октавы или до второй октавы с возможным ещё, но более слабым звуком си-бемоль контроктавы. Звучит в строе Си-бемоль (in B); ноты пишутся в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания. Применяется в духовом оркестре как низкий солирующий и аккомпанирующий инструмент.

3. Разновидность виолы с резонансными струнами.

Баркарола — песнь рыбака, лодочника, гребца; род музыки, особенно распространённый в Венеции. Название вокальных и инструментальных пьес певучего характера; тактовый размер обычно 6/8 с типичным ритмом аккомпанемента, подражающим мерному покачиванию лодки или ударам вёсел.

Бас

1. Низкий мужской голос; объём — от фа большой октавы до фа первой октавы, с преобладанием и расширением у отдельных певцов нижней или верхней части этого объёма; ноты пишутся в басовом ключе.

2. Применяемый в духовых оркестрах медный широкомензурный духовой инструмент in B или in Es, по регистру приблизительно соответствующий тубе. Ноты пишутся в басовом ключе соответственно звучанию.

3. Самый низкий звук аккорда.

4. Самый низкий голос в музыке многоголосного склада.

Бас-кларнет — разновидность кларнета, впервые применённая во второй четверти 19 века в опере, впоследствии постепенно вошедшая также в симфоническую музыку. Инструмент такого же устройства, как и сопрановый кларнет, но бóльших размеров и несколько иной формы; заканчивается широким загнутым вверх металлическим раструбом; мундштук прикреплён к изогнутой трубке в виде лат. буквы S, соединяющей его с основной частью корпуса. Бас-кларнет принадлежит к транспонирующим инструментам и применяется обычно в строе Си-бемоль (in B). Объём — от си-бемоля контроктавы до ре второй октавы и выше; ноты пишутся в скрипичном ключе на большую нону выше действительного звучания или в басовом ключе на большую секунду выше действительного звучания. Тембр густой, несколько мрачный; на практике используется преимущественно низкий регистр. В симфонической партитуре партия бас-кларнета пишется под партиями кларнетов.

Басовая труба — редкая разновидность трубы; применяется в строе Си-бемоль (in B); звучит на большую нону ниже, чем написана её партия; объём по действительному звучанию — фа большой октавы — до второй октавы.

Басовый инструмент — разновидность инструмента, по регистру приблизительно соответствующая низкому мужскому голосу — басу.

Басовый ключ — один из ключей системы Фа (F); обозначает, что нота фа малой октавы находится на четвёртой линейке нотного стана. Начертание басового ключа представляет собой искажённое с течением времени написание латинской буквы F.

Бассетгорн — альтовый кларнет; редко применяемый инструмент.

Бассо континуо — в западноевропейской камерной музыке с конца 16 в. партия клавишного инструмента, написанная в виде басового голоса с цифровыми обозначениями, по которым исполнитель бассо континуо одновременно должен играть и требуемые аккорды.

Бассо остинато — произведение полифонического склада, в котором бас непрерывно повторяет одну тему, в то время как верхние голоса движутся свободно, видоизменяясь, варьируясь и образуя мелодии самостоятельного значения. Бассо остинато представляет, по существу, род полифонических вариаций. Разновидностью бассо остинато является пассакалья.

Баян — русская ручная хроматическая гармоника, получившая широчайшее распространение в России, начиная с 90-х годов 19 в. Назван по имени легендарного древнерусского певца. Клавиши правой клавиатуры баяна извлекают отдельные звуки хроматического звукоряда от си-бемоля большой октавы до до-диеза четвёртой октавы, два ряда клавиш (кнопок) левой клавиатуры — отдельные звуки хроматического звукоряда от соль большой октавы до фа-диеза малой октавы и, наконец, три ряда клавиш (кнопок) левой руки извлекают готовые аккорды — мажорные и минорные трезвучия и доминантсептаккорды, построенные каждый от какого-либо звука хроматического звукоряда. Правая клавиатура служит обычно для исполнения мелодических голосов, а левая — для аккомпанемента. Ноты пишутся на двух нотоносцах, соединённых акколадой, в скрипичном и басовом ключах; аккорды левой руки часто обозначаются буквами Б (большой, мажорный), М (малый, минорный) и цифрой 7 (доминантсептаккорд). В некоторых концертных баянах звукоряд шире, имеется 6-ой ряд кнопок левой клавиатуры для извлечения уменьшённых септаккордов. Разновидность баяна — выборный баян, отличающийся отсутствием готовых аккордов. На выборном баяне левая рука может образовать разнообразные аккорды по усмотрению композитора или исполнителя, что увеличивает возможности этого инструмента по сравнению с готовым баяном, но значительно усложняет технику игры на нём.

Бекар — знак восстановления высоты основной (чистой) ступени; после диеза или дубль-диеза бекар имеет значение понижения на полтона или тон; после бемоля или дубль-бемоля — повышения на полтона или тон.

Бемоль — знак понижения на полутон той ноты, на уровне которой он поставлен; выставляется в ключе или непосредственно перед понижаемой нотой, при прочтении произносится после названия той ноты, к которой относится. При буквенном обозначении ноты слово бемоль заменяется слогом es, прибавляемым к соответствующей букве, за исключением ми-бемоля (пишется es), ля-бемоля (as) и си-бемоля (b).

Бесконечный канон — канон, который можно повторять сколько угодно раз подряд, благодаря тому, что конец его мелодии может переходить в её начало, а также сочетаться с ним в одновременном звучании.

Болеро — испанский народный парный танец, известный с конца 18 в.; темп умеренный, тактовый размер ¾ с возможными переменами; сопровождается ударами кастаньет.

Большие септаккорды — септаккорды, которые содержат в сжатом расположении (т. е. будучи расположены по терциям) большую септиму. К ним относятся: 1) большой увеличенный септаккорд, или просто увеличенный септаккорд (б. септима и увеличенное трезвучие в основании), обозначается Ув7; 2) большой мажорный септаккорд, или мажорный септаккорд, или большой септаккорд (б. септима и большое трезвучие в основании), обозначается Б7; 3) большой минорный септаккорд (б. септима и малое трезвучие в основании), обозначается БМ7. Большие септаккорды звучат резко; из них чаще других встречается большой мажорный септаккорд.

Большое трезвучие — трезвучие, которое содержит в сжатом расположении (т. е. будучи расположено по терциям) большую терцию снизу, малую терцию сверху и чистую квинту между крайними звуками; принадлежит к диатоническим аккордам (т. к. содержит только диатонические интервалы). Обозначается Б или Б53; иначе — мажорное трезвучие.

Большой симфонический оркестр название одного из наиболее употребительных оркестровых составов, включающего в себя по 2-3 деревянных духовых инструмента (флейты, гобои, кларнеты, фаготы с их разновидностями), 4 валторны, 2-3 трубы, 3 тромбона, тубу, литавры, различные ударные инструменты и смычковый квинтет (14-18 первых скрипок, 12-16 вторых скрипок, 10-14 альтов, 8-12 виолончелей, 6-10 контрабасов). В отдельных случаях в большой симфонический оркестр вводят дополнительные инструменты, не входящие ни в одну из основных групп (например, арфу, фортепиано и т. д.). Оркестр такого состава получил широкое распространение, начиная примерно со второй четверти 19 в.

Бревис — нота, равная двум целым нотам.

Бриндизи — застольная песня.

Бубен — ударный инструмент неопределённой высоты звука; деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены тонкие металлические пластинки в виде маленьких тарелочек, внутри обруча иногда подвешены маленькие колокольчики или бубенчики. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью или вытянутыми пальцами. Партия бубна пишется нотами, указывающими лишь ритм, не на нотном стане, а на нитке, и обычно помещается в партитуре ниже партии треугольника, выше партии малого барабана.

Бульба — белорусская народная девичья песня-пляска оживлённого движения, весёлого характера; тактовый размер двухдольный.

Бурдон — трубка на волынке, издающая непрерывно тянущийся звук неизменяемой высоты.

Бурлеска — музыкальная пьеса шутливого, грубовато-комического характера.

Бурре — старинный французский народный танец, известный с конца 16 в.; оживлённый темп, размер 4/4, с затактом в одну четверть.

Былина — название древнерусских эпических песен-сказок о героических подвигах богатырей и выдающихся событиях в жизни народа; спокойные, плавные напевы былин обычно подобны распевной речи. Былины часто строились на ритмически свободном повторении одного звука или краткой попевки, представляя собой омузыкаленное повествование народного сказителя.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.